Запад НЕ Восток
Всем грамотным людям более чем очевидно, что западные протестанты кардинально отличаются от «нашенских». Давайте разбираться где и почему. Начну с краткого описания истории и мышления западных протестантов.
ГЛАВНОЕ что нужно понять. ЗАПАДНЫЕ ПРОТЕСТАНТЫ – это религиозно, социально и политически очень АКТИВНЫЕ люди. Они давно разобрались что значит ЕДИНСТВО ВО ХРИСТЕ, потому между собой не ругаются за традиции под видом веры. Они не отделяют себя от мира особыми внешними формами, как то отсутствие бижутерии или косметики. Они не говорят на особом «церковно-благочинном» сленге, непонятном окружающим людям. Они служат в армии и в полиции, и не видят в этом никакого конфликта с Библией. Они голосуют за политиков, которые по их мнению борются за моральные ценности и разумное управление государством. Они принимают «чужих и других», и заботятся о них как могут. Они всячески заботятся о родном городе и стране в которой живут.
Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах, священник, профессор и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами. Но это еще - НЕ ПРОТЕСТАНТИЗМ. В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники - не назывались протестантами. Будучи католической духовной элитой и активными гражданами своего общества, они не собирались отделятся от родного для них католицизма. ГЛАСНОСТЬЮ они просто пытались исправить очевидные моральные проблемы коррумпированной церковной верхушки.
Вместо диалога, папа римский Лев X и император Карл V провозгласили Лютера еретиком и объявили вне закона. В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с «ересью» Лютера. После этого инквизиции оставалось просто поймать Мартина Лютера и уничтожить, как всех других его предшественникам, кто открыто восставал против коррупции и насилия в государстве и церкви (на то время это было одно и то же).
Но Лютеру повезло. Не он, а ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро немецких князей и 14 городов Германии объявили официальный ПРОТЕСТ римскому Папе и его ставленнику Карлу V. Именно с тех пор, приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации, стали называть ПРОТЕСТАНТАМИ. То есть не один Лютер с тезисами, а часть элиты Германии открыто протестовали против вседозволенности папы, требуя реформации.
В то же самое время скандальный развод короля Англии Генриха VIII с его первой супругой Екатериной Арагонской, повлёк за собой отлучение короля от католической церкви. Воспользовавшись растущей популярностью реформаторских идей, король расторг политические и религиозные отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии (англиканство). Из-за конфликта Генриха VIII и Папы Климента VII, с легкой руки короля, мировая держава Англия, стала - протестанской. Позже имменно из англиканской церкви вышла масса новых протестаских течений.
В то же время в Швейцарии в январе 1528 года в Берне состоялся религиозный диспут между лидерами Реформации (Ульрих Цвингли, Мартин Буцер, Вольфганг Капитон) и представителями католической церкви, в котором протестанты одержали победу. Городской совет Берна проголосовал за принятие цвинглианской Реформации, и Берн стал протестантским городом. В 1530 году городской совет Женевы окончательно стал высшим органом власти в городе. Кальвин со своим богословием пришел в протестанскую Женеву уже позже.
Официальная католическая церковь сдаваться без боя новому движению обновления была не намерена. Тридентский Вселенский собор (XIX) католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) - был собран специально для противостояния Реформации. На XIX соборе были сформулированы идеи и методы контр-реформации.
Характерные для того времени религиозная и гражданская нетерпимость и жестокость нравов элиты и народа сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными. Самая известная из них - страшная Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю западную Европу.
Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии. Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.
В то же самое время началось массовая эмиграция последователей пуританизма из Англии в Северную Америку в 1620-1640 годах. Переселение пуритан было вызвано религиозными, политическими и экономическими причинами.
Но постепенно все успокоились, войны прекратились, границы стран определились, и протестантизм стал одной из самостоятельных конфессий вместе с прородителем-католицизмом. Таким образом протестантизм всегда был социально активным, вплоть до военных действий в борьбе за права и жизнь. Протестанты требовали изменений по отношению к свободе личности, которая вправе решать во что верить и как. Бурный технический прогресс и стремительный рост нового класса буржуазии, как самых одаренных и предприимчивых людей, способствовал укрепления реформаторских идей.
ЗАПАДНЫЕ ПРОТЕСТАНТЫ – это социально и политически очень активные люди. Ни о каком сектантстве как оппозиции к «мирской власти» не может быть и речи. Культура народа – это поле деятельности протестантов для достижения всех слоев населения – ЕВАНГЕЛИЕМ. Потому протестантские церкви такие разные – каждая из них служит определённой категории населения, и поэтому каждая церковь имеет свою неповторимую уникальность. Никто не видит в этом проблем, конфессии не «воюют за истину», и каждая церковь имеет полную независимость и индивидуальность. Протестанты НЕ СТРЕМЯТСЯ к единству в формах традиции и предания, тем более во внешних фомах одежды или речи.
Протестанты видят в разнообразии христиан - ПРЕИМУЩЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ. Девизом их жизни и веры стало знаменитое: «В ГЛАВНОМ — ЕДИНСТВО, ВО ВТОРОСТЕПЕННОМ — СВОБОДА, ВО ВСЁМ — ЛЮБОВЬ». Главное для западных протестантов, это базовые основы веры всех христианских конфессий (символы веры), а также христианская этика и мораль, во второстепенном - традиция, предание и личные предпочтения.
Потому переход не просто из одной церкви в другую, но даже в другую конфессию, не вызывает у протестантов никаких вопросов. Протестанты верят что каждый человек должен найти свое место в общем теле Христа согласно своему призванию. Все церкви и конфессии во Христе едины, на основании базовых символов веры, и общих моральных принципов Евангелия.
Личность человека с его прошлым и настоящим, убеждениями и ценностями, талантами и творчеством, знанием и чувствами – ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ. Протестанты верят, что духовный рост – это ничто иное, как развитие личности в христоцентричном направлении. Спасение – это возвращение личности в Эдем – где Бог создал гармонию – единство тела, души и духа для Славы Творца.
«Система» для протестантов – государство, штат, округ, город, компания и церковь - это содружество свободных личностей с правами и обязанностями перед обществом. Те кто прячется от обязанностей, или злоупотребляет правами – вызывают как минимум неуважение. Если был нарушен закон, то по закону отвечают все, вне независимости от статуса, ранга, должности и позиции.
Гласность и конструктивная критика среди протестантов – обычное и общепринятое явление. Потому именно от самих протестантов мы и узнаем о проблемах среди ведущих служителей церкви – такие случаи не скрываются, а имена развращенных или коррумпированных служителей становятся всенародным достоянием - как церковным, так и светским. Страх «соблазнить мир грехами церкви» для протестантов не в том, чтобы «прятать проблемы под ковер», а наоборот в том, чтобы такие проблемы публично ОСУЖДАТЬ.
Могу продолжать описывать разницу долго и детально, но думаю что идея, чем отличаются западные протестанты согласно их истории - довольно понятна.
Протестантов-славян в этих исторических процессах возникновения западного протестатизма и близко не было. В 1533 - 1584 годах у нас еще правит Иван IV Васильевич Грозный, с массовыми опалами и казнями, с тераническим усилением закрепощения крестьян. В 1565 году Иван грозный объявил о введении в стране опричнины. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Периоды покаяния и молитвы царя сменялись страшными приступами ярости. Все было поставлено с ног на голову, разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число русских земель было разорено и опустошено, а о правах и свободах человеческой личности в таких условиях не могло быть и речи.
16-17 век становления протестанской свободы и демократии в Европе и Америке, у нас в РУССКОМ ЦАРСТВЕ (еще не империи) происходило следующее:
• 1462-1505 Иван III Васильевич
• 1505-1533 Василий III Иванович
• 1533-1584 Иван IV Васильевич Грозный
• 1584-1598 Федор Иванович
• 1598-1605 Борис Федорович Годунов
• 1605-1605 Федор Борисович Годунов
• 1605-1606 Лжедмитрий I
• 1606-1610 Василий IV Шуйский
• 1610-1613 Смутное время. Семибоярщина
• 1613-1645 Михаил Федорович Романов
• 1645-1676 Алексей Михайлович Романов Тишайший
• 1676-1682 Федор Алексеевич Романов
• 1682-1696 Иван V Романов, Петр I
Протестантизм коснулся России только при Петре 1-м, при чем обычным для нас, тираничным способом «через колено», но это – уже совсем другая история.
© Andrey MJ Октябрь 2021