Смерть ГРЕХА, или ДЛЯ греха

Толкование Далласской семинарии на 7-ю главу к Римлянам

1. ВЕРУЮЩИЙ И ЗАКОН (7:1-6)

Рим. 7:1-3. Стихи 1-6 связаны по смыслу с 6:14, тогда как 6:15-23 является «вставкой» или отступлением, содержащим в себе пространный ответ на вопрос, поставленный в 6:15. Заявление о том, что верующий, уподобившийся Иисусу. Христу в Его смерти, не находится больше «под законом» (6:14), не должно было удивить читателей послания, поскольку они были людьми, «знающими закон».

Однако не только их, римских верующих из евреев, не могло удивить оно: ведь и язычникам тоже был известен этот принцип: «закон имеет власть над человеком, пока он жив». Эту очевидную истину Павел иллюстрирует на примере брака. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества». Закон связывает ее с мужем, пока он жив, и не ясно ли, что смерть его освобождает жену от законного брака!

«Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею», – продолжает Павел. Верно и обратное: если же умрет муж, она свободна от закона (7:2) и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа. Вдову, вновь выходящую замуж, нельзя обвинить в прелюбодеянии.

Рим. 7:4-6. В этих стихах Павел применяет свой пример к верующему и закону в их отношении друг другу. Он говорит: Так и вы, братия мои, умерли для закона (в греческом оригинале – «были преданы смерти» – как был ей предан Иисус). Как умер верующий для греха (6:2) и тем освободился от него (6:18,22), так умер он и для закона, а, значит, освободился от него (6:14; сравните с Гал. 2:19). Подобно жене, выходящей из-под власти мужа после его смерти, и верующий не подвластен более закону. Это освобождение от закона он получает через Тело Христа, преданное смерти на кресте, и именно по этой причине.

Вследствие происшедшего христианин подпадает под власть «другого» – «принадлежит другому, Воскресшему из мертвых» (сравните Рим. 6:4,9). Этот «другой», конечно, Господь Иисус Христос. В каком-то смысле верующие связаны с Ним, как связана невеста с женихом. Поэтому Церковь называется Его невестою (Еф. 5:25). Цель Бога во всем этом – достичь такого положения, чтобы мы «приносили плод» Ему (стих 4; сравните Рим. 6:22; Гал. 5:22-23; Фил. 1:11).

Только духовно живая личность в состоянии приносить духовный плод, и плод этот – святая жизнь (сравните Иоан. 15:4-5). Лишь вступив в брак со Христом, можем мы производить духовное потомство (приводя ко Христу новых последователей) и иные духовные плоды. Заметьте, что от обращения во 2-м лице – «вы» в 4 стих Павел в 5 и 6 стихах переходит к «мы», включая и себя самого в число тех, о ком говорит.

«Ибо, когда мы жили по плоти» (буквально «когда мы были во плоти» – употребленное здесь греческое слово «сарх» часто означает «греховную природу»; это же слово – в Рим. 7:18,25), – пишет далее апостол, – тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших. Здесь описано состояние ныне верующего человека до его обращения (6:19).

Доводя до сознания человека, что то-то и то-то запрещено, закон тем самым «обнаруживал» греховный характер человеческих поступков и действий, как это ясно из 7:7-13. Именно в этом смысле находились «под законом» и неспасенные язычники. Соответственно «плоды», приносимые неверующими, были не «плодами Богу» (стих 4), но «плодами смерти» (стих 5). Мысль эта – о том, что грех ведет к смерти, многократно повторена Павлом (5:15,17,21; 6:16,21,23; 7:10-11,13; 8:2,6,10,13).

«Но ныне», отождествившись со Христом, верующие мертвы для закона. И как вдова освобождается от обязательств, налагаемых на нее брачными узами, так и верующий освобождается от уз закона и греха, «обнаруживаемого» им. Цель такого освобождения – в том, – чтобы нам служить Богу (в оригинале – «чтобы нам быть рабами Богу» сравните 6:6,16,17-18,20,22) в обновлении духа, я не по ветхой букве.

Под словом «дух», написанным здесь с маленькой буквы, может подразумеваться духовность в ее противопоставлении мертвой букве письменного документа, каковым был закон. И тогда высказанная тут мысль – в том, что верующие не живут более по «ветхости» закона, но руководствуются в жизни «новизной» своего возрожденного духа. Однако выражение «в обновлении духа» может относиться и к Духу Святому, как к источнику новой жизни (толкование на «дух» и «букву» в 2Кор. 3:6).

2. ЗАКОН И ГРЕХ (7:7-13)

Касаясь Моисеева закона в своей беседе об отождествлении верующего со Христом и его смерти для греха, апостол не может не прийти к вопросу о взаимосвязи закона и греха.

Рим. 7:7-8. «Что же скажем? Неужели от закона грех?» – и снова отвечает Павел своим категорическим «Никак!» (сравните толкование на 3:4). Закон обнаруживает грех (7:5), но это никак не означает, что он греховен сам по себе. Далее Павел скажет, что закон «свят» (стих 12) и «духовен» (стих 14). А тут он объясняет, каким образом законом познается грех (сравните с 3:19-20). И для большей конкретности рассматривает это на примере желания. Закон говорил: «не пожелай» (Исх. 20:17; Втор. 5:21), однако, это лишь разжигало в людях желания; здесь в значении «похоти».

Павел познал грех как некое действующее начало, и похоть (нечистые желания) – как одно из конкретных проявлений его, а также то, что осознание этого начала или принципа в действии приходит через закон. И апостол описывает, как именно действует он. Живущий во всяком человеке грех, «взяв повод от заповеди» (буквально «воспользовавшись заповедью как исходным пунктом», – тут греческое слово аформен, означающее военную базу, с которой осуществляются военные операции; сравните 7:11), «произвел во мне всякое пожелание».

Таким образом причиною греха является не закон, а греховное начало, действующее в каждом человеке. Но конкретные заповеди закона возбуждают это греховное начало, стимулируя его к действию в нарушение заповедей, которые, таким образом, принимают характер преступления (4:15; сравните с 3:20; 5:13б,20). Так что, как заключает Павел: «без закона грех мертв». Это, конечно, не значит, что грех не существовал бы, если бы не было закона (5:13), однако, до того, как пришел закон, грех был менее активен, ибо закон не только обнаруживает, но и возбуждает «греховные страсти» (7:5).

Интересно отметить, что, начиная с 7 стиха и до конца этой главы, Павел говорит от первого лица, ссылаясь на свои личные переживания и опыт. До этого он говорил «они» и «вы» или «мы», включая в число тех, к кому обращался, и себя самого. Но теперь он отталкивается от собственного опыта, уповая на то, что Дух Святой поможет его читателям применить сказанное к самим себе.

Рим. 7:9-12. Выражение «я жил некогда без закона» некоторые понимают обобщенно – как относящееся ко всему опыту человечества в период между изгнанием Адама и Евы из рая и получением закона Моисеем. Однако оснований для такого понимания нет. Апостол, очевидно, говорит о собственном опыте, то есть о себе самом в детском и даже в юношеском возрасте, когда в полной мере он еще не понимал значения Божиих заповедей.

Под словами «но когда пришла заповедь» подразумевается не «когда заповедь была дана через Моисея», но – личное прозрение Павла, когда он, еще до своего обращения, вдруг осознал смысл той же заповеди «не пожелай» во всей ее полноте. В результате греховное начало, всегда жившее в нем, заявило о себе явно и в полный голос («грех ожил») – посредством нарушения упомянутой заповеди. А это привело к тому, что Павел умер духовно (сравните 6:23а) – умер по приговору закона, который он нарушил. Заповедь «не пожелай» дана была в помощь людям, чтобы они поняли, как им нужно жить, однако, на деле, она стала причиной смерти, потому что в человеческих сердцах царствует грех.

Повторив мысль относительно взаимосвязи между грехом и заповедью, выраженную в 7:8, апостол заявляет (стих 11): «грех обольстил меня». В отрыве от закона грех пребывает в как бы дремлющем пассивном состоянии, однако, «взяв повод от заповеди», он обнаруживает свою силу, управляющую поступками людей и их действиями.

Таким образом и соблазняет грех людей (в греческом оригинале – слово, буквально означающее «уводить в сторону»; сравните 2Кор. 11:3; 1Тим. 2:14) и, соблазнив, ведет их к смерти (буквально «убивает»), но не к физической смерти, а к духовной. Грех – это внутренний враг человека (Быт. 4:7). Закон же не только не грешен (Рим. 7:7), но свят, и заповедь («не пожелай», которая, будучи частью закона, как бы представляет его в целом) свята и праведна и добра.

Рим. 7:13. Далее Павел предвосхищает другое возможное недоумение, могущее возникнуть у читателей относительно связи между грехом и законом. Только что он упомянул, что «заповедь добра» и вот теперь спрашивает: «Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным?» Следует его категорическое «Никак» (сравните толкование на 3:4), а за ним – объяснение. Греховное начало в человеке, а не закон приносит ему смерть (5:12).

Грех использует заповеди, которые добры сами по себе, как средство убивать человека, а потому грех становится крайне грешен посредством заповеди. Живущий в человеке грех использует как отдельные заповеди, так и весь закон в целом – «святые, праведные и добрые», – чтобы явить свою противную и противящуюся Богу сущность и продемонстрировать силу своего воздействия на человека.

3. ВЕРУЮЩИЙ И ГРЕХ (7:14-25)

Рим. 7:14. Чтобы понять сущность внутренней борьбы, сопутствующей процессу освящения каждого верующего, нужно рассмотреть отношение между верующим и живущим в нем грехом. Стих 14 знаменует собой переход Павла от одной темы (стихи 7-13) к другой. Заявление «закон духовен» (сравните с 12 стих) не только является выводом из сказанного апостолом перед этим, но и соответствует общепризнанному факту. Ведь закон дан Богом, Который есть Дух (Иоан. 4:12), и открывает людям волю Божию относительно того, как им жить.

Выдвигая самого себя в качестве примера, Павел говорит: «а я плотян» (т. е. «сделан из плоти»; и в этом – суть проблемы). Кроме того, «я… продан греху» (грамматическое построение греческой фразы свидетельствует, что в этом, грешном, состоянии «я нахожусь и поныне»; смысл ее тот же, что я «под грехом» – сравните Рим. 3:9.

Ссылаясь на свой личный опыт в 7:14-25, Павел последовательно пользуется настоящим временем, в отличие от чаще употребляемых им двух форм греческого прошедшего времени (несовершенного и так называемого «аориста»). Очевидно, подчеркивая этим, что описывает собственную борьбу – как христианина, в котором все еще живет грех, стремящийся удержать под своим воздействием его повседневную жизнь.

Фраза «продан греху» относится к состоянию невозрожденного человека, однако, грех продолжает жить и в верующем человеке, который все еще подлежит физической смерти (в наказание за грех). Другими словами, грех, живущий в христианине, продолжает предъявлять на него права как на свою собственность и после обращения того к Господу.

Рим. 7:15-17. Павел начинает с того, что прямо говорит: «Ибо не понимаю, что делаю». Он подобен маленькому мальчику, который честно отвечает на вопрос, почему он делает то, что делать не следовало: «Не знаю». Что-то непонятное и необъяснимое толкает человека на те или иные поступки. Продолжая выражать свое недоумение, Павел говорит: «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Подобное заявление мог бы сделать невозрожденный человек в момент своего наивысшего нравственного прозрения, но и человек возрожденный мог бы заявить то же самое.

Нет никаких оснований думать, будто Павел не имел в виду собственное – как верующего человека – состояние на тот момент. Апостол говорит: «соглашаясь с законом; что он добр». Греч, слово колос, переведенное тут как «добрый», буквально значит «прекрасный, замечательный, отличный», тогда как в стихе 12 «заповедь добра» в оригинале звучит как «заповедь полезна, справедлива» (греческое слово «агате»). По этой-то причине и приходит Павел к выводу: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Это, конечно, не означает, что Павел хочет избежать личной ответственности за свои действия – он лишь говорит о противоречии, конфликте между его желаниями, намерениями и грехом, живущим в нем.

Рим. 7:18-20. Личный опыт подсказывает Павлу, что «закон добр» (стих 16). Но с другой стороны апостол откровенно признает: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе» (сравните стих 5, 25). Он имеет в виду не физическую плоть, но то присущее человеку греховное начало, которое проявляет себя в делах, диктуемых ему разумом и плотью (телом). В подтверждение последнего своего заявления Павел поясняет: «потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (другими словами: «не могу это свое желание осуществить»).

И далее Павел несколько другими словами повторяет то, что сказал во второй половине стиха 15, а в стихе 20 повторяет мысль, высказанную в стихе 17. Апостол признает, что даже и в нем верующем живет греховное начало, которое когда-то владело им как своим рабом и все еще действует в нем, заставляя совершать вещи, которые ненавистны ему, и мешая ему делать то, что он хотел бы делать. С этой проблемой сталкиваются все верующие.

Рим. 7:21-23. Апостол Павел был человеком, который стремился извлекать выводы из своего жизненного опыта: «Итак я нахожу закон», – пишет он; другими словами – «итак я прихожу к выводу, что действует некий закон». Понятно, что речь в данном случае не о законе Моисея, но о некоем принципе, о том, что следует из опыта. В 8:2 речь тоже идет не о законе Моисея, а о некоем действующем принципе (греческое слово «номос»).

Этот закон, или принцип, о котором говорит Павел в 7:21, выражается в постоянном присутствии злого начала в человеке, которое заявляет о себе, коль скоро человек проявляет намерение сделать добро. Павел подчеркивает тот факт, что «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (сравните с 7:25). Выражение «внутренний человек» встречаем также во 2Кор. 4:16 и Еф. 3:16. Псалмопевец Давид тоже находил удовольствие в законе Божием, о чем говорил неоднократно (к примеру, Пс. 118:16,24,47; сравните с Пс. 1:2).

Благодаря пережитому им духовному возрождению верующий человек получает способность любить духовные истины. Однако на основании своего личного опыта Павел свидетельствует и о другом законе, действующем внутри него. Это закон греха. Павел называет его «живущим во мне грехом» (Рим. 7:17,20); прилежит мне (делать) злое (стих 21) в англ. Библии переведено как «злое тут как тут».

Закон греха постоянно действует в двух направлениях: противоборствует «закону ума» верующего и делает его «пленником» греха, живущего в «членах» его. Другими, словами, греховное начало не прекращает «военных действий» против новой природы христианина, пытаясь взять над нею верх и подчинить ее себе (стих 14, 25 и 6:17,19-20) с тем, чтобы верующий поступал в угоду греху. Павел называет эту новую природу «законом ума моего» (сравните 7:25) – по причине ее способности воспринимать нравственные законы и выносить суд, опираясь на критерии морали.

Итак, несмотря на то, что верующий принял Иисуса Христа в свое сердце и соединился с Ним в Его смерти и воскресении, и несмотря на его старания прославлять Христа всей своей жизнью и поведением, своею силою он не в состоянии успешно сопротивляться собственной греховной природе. Потому-то и преследуют его разочарование и терпит он поражения.

Рим. 7:24-25. С горечью восклицает Павел: «Бедный я человек!» Собственное состояние, описанное апостолом, очень похоже на состояние Лаодикийской церкви, как описано оно Иоанном (Откр. 3:17). И вот Павел спрашивает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» Он сознает, что пока находится в этом теле, постоянно будет сталкиваться с проблемой живущего в нем греха, одолеть который своими силами так и не сумеет. Здесь он называет свою человеческую плоть «телом смерти», а в Рим. 6:6 – «телом греховным».

Оба названия имеют общий смысл: грех действует через человеческое тело (сравните 6:6,12-13, 19; 7:5,23), обрекая его на смерть (6:16,21,23; 7:10-11,13). Ответ Павла на собственный вопрос звучит ликованием и торжеством: «Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим!» Этот ответ продиктован верой апостола в конечную победу Иисуса Христа, плоды которой Он разделит со Своим народом.

Как верою отождествились с Ним христиане в смерти Его и воскресении здесь и теперь, так соединятся они со своим Господом, воскресшим и вознесшимся, в вечности, обретя новые тела, навсегда освобожденные от всякого греха (8:23; Фил. 3:20-21). Но в этой, земной, жизни Павел приходит в отношении себя к грустному выводу: «Итак, тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха» (7:15,18,23). Ожидая упомянутого освобождения, верующий все еще претерпевает в себе столкновения между своим обновленным «умом» (или новой своей природой, наделенной способностями, которых прежде у нее не было) и прежней своей греховной натурой с ее злыми возможностями и способностями.

Г. Сила освященных (8:1-17)

Рим. 8:1. Естественно, тут возникает вопрос, должен ли верующий пребывать в подавленном состоянии духа всю свою жизнь из-за того, что в нем постоянно дает знать о себе его греховная природа? (7:21-25). И неужели нет силы, способной победить ее? Ответ на первый вопрос – «нет», а на второй – «есть». В 8 главе апостол описывает, как действует в верующем живущий в нем Дух Святой, Который является источником Божественной силы, освящающей его, и залогом духовных его побед в повседневной жизни.

Однако прежде Павел напоминает своим читателям, что «нет никакого осуждения (катакрима – буквально «наказания») тем, которые во Христе Иисусе», то есть тем, которые верою приняли Его в свои сердца (сравните Иоан. 5:24). Они оправданы, объявлены праведными и ходят в Его благодати (Рим. 5:2), и гнев Его не направлен на них (1:18); таковые наследуют жизнь вечную (5:17-18, 21). Сам Иисус Христос является гарантией безопасности для тех, кто соединился с Ним по вере. В наиболее достоверных греческих манускриптах на этом поставлена точка. А слова «живут не по плоти, а по духу», перенесены сюда, по-видимому, из 4 стиха.

Рим. 8:2. Слово «потому», с которого начинается 2 стих, связывает этот стих с первым посредством одной и той же фразы «во Христе Иисусе». В свете того, что в Рим. 7:7-25 Павел свидетельствует о собственной борьбе как верующего с живущим в нем грехом, – «дух жизни» во 2 стихе есть Святой Дух Божий, а не получаемый каждым уверовавшим «дух» новой, природы его.

Святой Дух – это третья Личность Божества, Которая производит возрождение человека, обращающегося к Богу (Тит. 3:5), и дает ему новую жизнь (Иоан. 3:5-8), жизнь воскресения во Христе (Рим. 6:4,8,11). Здесь, в Рим. 8:2, Павел первый раз упоминает Духа Святого после 5:5, но по 8:27 включительно он упомянет Его еще 18 раз. Этот «закон духа жизни», – пишет апостол, – «освободил меня (грамматическая структура греческой фразы предполагает, что «освободил» однажды и навсегда) от закона греха и смерти».

«Закон греха и смерти» назван так потому, что грех, как многократно повторяет Павел, рождает смерть (5:15,17,21; 6:16,21,23; 7:10-11,13; 8:6,10,13).

Закон греха сам по себе является антиподом Духу, но он является антиподом ему еще и потому, что несет смерть, тогда как Дух Божий дает жизнь.

В некоторых греческих манускриптах, вместо «меня», стоит местоимение «нас», а в некоторых – «вас»; разница эта – не принципиальна, ведь истина, высказанная во 2 стихе, приложима к каждому верующему.

Рим. 8:3-4. Далее апостол объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о невозможности достичь его с помощью закона Моисея: «как закон, ослабленный плотью, был бессилен». Неверно, полагают некоторые, будто закон был бессилен сам по себе – ведь «закон – свят, и заповедь (его) свята и праведна и добра» (7:12). Однако по причине греховности, присущей самой человеческой природе, не мог закон освободить человека от греха. Греческое слово сарх, переведенное как «плоть», может означать как испорченность человеческой природы, так и человеческую немощь (7:5,18,25; 8:4-5,8-9,12-13).

Освобождение человека от греха Бог совершает, послав «Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех». Заметим, что Иисус пришел на землю не в греховной плоти, но «в подобии» ее. Его собственная человеческая природа была надежно защищена: грех не мог «внедриться» в нее и действовать в ней, как внедрялся он в каждого человека (и действовал в нем), начиная от Адама (сравните Лук. 1:35). Иисус был послан как «жертва за грех». В греческом оригинале – «Он был послан в связи с грехом». Так или иначе, Он пришел для того, чтобы что-то сделать со грехом.

И то, что Он сделал, было сделано с целью осуждения греха; Он осудил его (по-гречески буквально «произнес над ним судебный приговор») Своею смертью на кресте – так что те, которые в Нем, избавлены от осуждения. Цель этого заключалась в том, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Другими словами: чтобы праведные требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь (Лев. 11:44-45; 19:2; 20:7), могли быть исполнены верующими, живущими не в соответствии со своей греховной природой, а под руководством Святого Духа. Итак, освобождение от силы греха было осуществлено через смерть Христа, однако, ощущать результаты этого освобождения в своей повседневной жизни возможно лишь находясь под водительством Духа Святого.

Рим. 8:5-8. В этих стихах апостол отвечает на подразумеваемый вопрос: Что это значит – «жить по плоти» и «жить по духу»? И объясняет, что «живущие по плоти о плотском помышляют», т. е. сосредоточены на удовлетворении своих плотских желаний. Неверующие руководствуются лишь своими греховными интересами, мысли о Боге их попросту не занимают. Прямо противоположное происходит с верующими, которые «живут по духу и помышляют о духовном», т. е. о том, на что Дух, руководящий ими, направляет их мысли. Потому-то греховная природа верующего и живущий в нем Дух находятся в постоянном конфликте между собою (Гал. 5:17).

Но какая разница, о чем помышляет человек – о плотском или о духовном? «Помышления плотские», -объясняет Павел, – «суть смерть», т. е. они равноценны смерти или (что одно и то же) ведут к смерти – как к телесной, так и к духовной. С другой стороны, «помышления духовные (те, которые находятся под контролем Святого Духа) суть жизнь (вечная жизнь воскресения) и мир» (мир с Богом – как в настоящем, 5:1, так и в вечности).

В 8:7-8 Павел привлекает внимание читателей именно к плотским помышлениям, чтобы объяснить, почему, как он говорит, они ведут к смерти: 1) помышления эти – «суть вражда против Бога», ибо 2) «закону Божиему не покоряются» и 3) «да и не могут» (покоряться). А поэтому «живущие по плоти Богу угодить не могут» (буквально – «Богу угодить не способны»). Неверующие ведут такой образ жизни, при котором ничему духовному попросту нет места. Но и верующие, которые поддаются диктату своей греховной природы, поступают на практике так же, как неверующие (1Кор. 3:3).

Рим. 8:9-11. Подвергнув анализу состояние верующих и неверующих, Павел обращается теперь непосредственно к своим читателям: «Но вы не но плоти живете, а по духу (т. е. контролируетесь не греховной своей природой, а Божиим Духом), если только («если» здесь – не условие, а констатация факта; слова «только» в англ. переводе нет; то же в стихе 17) Дух Божий живет в вас» (сравните стих 11). Живущий в верующем человеке Дух Святой дает ему жить совершенно новой жизнью (2Кор. 5:17). Верно, однако, и другое: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Поскольку только Дух Святой – источник духовной жизни, без Его посредства человек не может принадлежать Христу.

То, что Дух Божий назван Духом Христовым, лишний раз свидетельствует о Божественности Иисуса Христа. Отсюда также ясно, что присутствие в человеке Святого Духа является знаком пребывания этого верующего во Христе (сравните 1Иоан. 3:24; 4:13). Важно и то, что в Рим. 8:10 как бы ставится знак равенства между присутствием Христа в верующем («Христос в вас») и пребыванием в нем Духа Святого (стихи 9,11).

Это служит еще одним обоснованием библейской доктрины о Троице. 10 стих так же, как 9б и 11, поставлены в той форме греческого условного наклонения, которая предполагает, что условие – осуществлено, т. е. «если» понимается в значении «поскольку, так как». В результате присутствия Христа в человеке «тело мертво для греха (или «подлежит смерти»), но дух жив для праведности». Несколько иначе звучит эта форма в англ.

Библии: «тело мертво (подлежит смерти) по причине греха, но дух жив благодаря праведности». Поскольку Бог вменяет верующему праведность, тот жив духовно, т. е. живет духовной жизнью. Эта вечная духовная жизнь, присущая Самому Богу, действием Святого Духа и Иисуса Христа, пребывающих в верующем, делается и его достоянием уже теперь и здесь, на земле, хотя тело верующего и остается смертным.

Далее Павел говорит о чудном Божием обещании (8:11). Поскольку Бог «воскресил из мертвых Иисуса» (сравните 4:24; 6:4), Он обещает и верующим, в которых живет Его Дух (сравните 8:9), воскресивший Христа из мертвых, что «оживит и ваши смертные тела Духом Своим». Другими словами: Бог обещает всякому верующему духовное воскресение уже теперь (6:4,8,11), хотя верующий и продолжает оставаться в смертном теле, и физическое воскресение этого смертного тела – в будущем (6:5; 1Кор. 6:14; 15:42,53; 2Кор. 4:14).

Рим. 8:12-14. Из вышесказанного апостол Павел делает вывод практического значения: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить но плоти». Но каждый верующий, если продолжить мысль апостола, должник Бога, т. е. имеет ответственность перед Ним – жить под контролем и водительством Духа Святого. Эту истину Павел, однако, выражает в негативной форме: мы не должники нашей греховной природы, чтобы жить сообразно ее похотям. Каждый христианин должен отказаться следовать ее диктату. Он не вправе позволять ей определять свой образ жизни (Тит. 2:12).

Ибо греховная жизнь ведет к смерти. Это не значит, что верующего, который грешит, ожидают ад и вечная погибель; Павел подразумевает, что такой верующий лишает себя наслаждения духовной жизнью. Подобный людям неверующим, неспасенным (1Кор. 3:1-4), он не в состоянии познавать радость от пребывания в себе Духа Святого. Фраза «то умрете» (в греческом оригинале звучит как «вы вот-вот умрете» или «вы находитесь на краю гибели»).

Но с другой стороны: «если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». В некоторых греческих манускриптах сказано не «дела плотские», а «дела тела». Ведь греховная природа (плоть) проявляет себя через дела тела (Рим. 6:6,13). Только силою Духа Святого может верующий умерщвлять в себе грехи прошлой своей жизни (сравните Еф. 4:22-31; Кол. 3:5-9). Именно это имеет в виду Павел, когда говорит: «почитайте себя мертвыми для греха» (Рим. 6:11).

Продолжая объяснение, Павел говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Изучающие Библию часто не видят разницы между выражениями «сыны Божии» в 8:14 и «дети Божии» в 8:16. Однако в стихе 16 Святой Дух, живущий в верующем, свидетельствует ему об узах родства, связующих его с Богом, которые определяются рождением верующего свыше (по-гречески тут буквально «рожденные» (Божии).

В стихе 14 о водительстве Духа Святого говорится как о свидетельстве привилегии, получаемой верующим в Божией семье: употребленное здесь греческое слово означает ребенка, настолько выросшего, что он может разделять привилегии и ответственность взрослых членов семьи. Сын в семье Божией водим Божиим Духом.

Рим. 8:15-17. Человек, находящийся под контролем греха, испытывает страх, однако, верующие – ив этом принципиальное различие между ними и теми, кто не веруют, – приняли не духа страха, а «Духа усыновления». Греческое слово уиосесиас, переведенное как «усыновление», означает «поставить в положение сына» (то же в стихе 23). Верующие – это приемные сыны (Гал. 4:5; Еф. 1:5), а не рабы (Гал. 4:7), так что им нет причины порабощать себя греху или пребывать в страхе. В новозаветные времена усыновленные дети пользовались теми же правами, что и рожденные в семье.

Так что читателям послания это было вполне понятно: они, христиане, вместо того, чтобы рабски дрожать от страха, могли подходить к Богу на правах близких Ему существ, взывая к Нему: «Авва, Отче». «Авва» значит по-арамейски «отец» (в Новом Завете встречается еще в Мар. 14:36 и Гал. 4:6). Кроме того, что верующие приняты в Божию семью на правах сыновей, они являются и детьми Божиими (текна – по-гречески «рожденные») благодаря своему рождению свыше (Иоан. 1:12; 1Иоан. 3:1-2). «Сей самый Дух (т. е. Святой Дух, дающий верующему жизнь) свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Заметим, что в англ. Библии начало 16 стиха звучит не как «свидетельствует духу нашему», а как «свидетельствует вместе с нашим духом».

Во многих семьях дети наследуют имущество родителей, и, следовательно, являются сонаследниками. Так и в Божией семье: будучи детьми Небесного Отца, христиане являются Его наследниками (сравните Гал. 4:7), а по отношению к Иисусу Христу они – сонаследники. Это значит, что они получают все Господни благословения в настоящем (Еф. 1:3), а в будущем разделят с Господом Иисусом все богатства Божиего царства (Иоан. 17:24; 1Кор. 3:21-23). Однако быть сонаследниками Христа значит не только жить в уповании на обещанную нам славу небесную.

Ведь Христу пришлось много пострадать здесь на земле и в конце-концов принять мученическую смерть на кресте, а потому и верующие, как сонаследники Христа, соучаствуют в страданиях Его (сравните Иоан. 15:20; Кол. 1:24; 2Тим. 3:12; 1Пет. 4:12), если только с Ним страдаем (стих 17) – по-гречески «если только» соответствует слово эйпер, буквально означающее «если, как это есть в действительности» (сравните Рим. 8:9). Приняв страдания на земле, верующие разделят с Господом Его небесную славу (2Тим. 2:12; 1 Пет. 4:13; 5:10).

Д. Цель освящения (8:18-27)

Рим. 8:18. В известном смысле этот стих подводит итог всему сказанному выше о гарантии разделения верующими грядущей славы Христа. Однако Павел напоминает своим читателям, что этому будет предшествовать соучастие в «Его страданиях» в этой, земной, жизни. После осторожного «Ибо думаю», – апостол продолжает: «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (подразумевая, что и через нас тоже).

По сравнению с великою славою в будущем, страдания в нынешней жизни – и в самом деле незначительны. Кроме того, грядущая слава не будет иметь конца, ибо она вечна, тогда как земные страдания – «кратковременны и легки» (2Кор. 4:17). Несомненно, знание этих истин способствует терпению и выносливости верующих.

Рим. 8:18 определяет тему последующих рассуждений апостола о взаимосвязи христиан со всем творением – как в нынешних страданиях, так и в последующей славе.

Рим. 8:19-21. Эти взаимосвязь и взаимозависимость в страдании между человеком и всем физическим творением, частью которого он является и в среде которого обитает, были установлены Божиим приговором, вынесенным Адаму за его грехопадение (Быт. 3:17-19). В Рим. 8:19-21 Павел объясняет, что эта взаимозависимость человека и окружающей его природы не исчерпывается земною жизнью: в соответствии с Божиим планом спасения человечества она продолжится в жизни будущей.

Апостол говорит: «Ибо тварь с надеждою ожидает (греческие слова апокарадокия и апекдекомаи, переведенные как «с надеждою ожидает», имеют большой эмоциональный накал и буквально значат «напряженно уповает в нетерпеливом ожидании») откровения сынов Божиих». Упомянутое апекдекомаи встречается в Новом Завете 7 раз и всегда употребляется там, где речь идет о втором пришествии Христа (Рим. 8:19,23,25; 1Кор. 1:7; Гал. 5:5; Фил. 3:20; Евр. 9:28). «Откровение сынов Божиих» произойдет тогда, когда Христос вернется на землю, чтобы взять своих. Тогда-то они и разделят с Ним Его славу (Рим. 8:18; Кол. 1:27; 3:4; Евр. 2:10), и «искупленные тела» их будут преображены (Рим. 8:23). Все творение – как одушевленное, так и неодушевленное, персонифицируется здесь как нетерпеливо ожидающее наступление этого времени.

О причине этого «нетерпеливого ожидания» и «напряженного упования» говорится в 20 стихе: «Потому что тварь покорилась суете»; тут греческое слово «матаиотети», имеющее значение бесцельности, бесполезности, недолговечности (оно же – в Еф. 4:17 и во 2Пет. 2:18, где переведено как «пустословие»). Словом матаиотети передано то изменение, та подверженность «тлению», которые стали уделом всего творения после грехопадения человека. Итак, «суете» сотворенный мир «покорился не добровольно»: у него попросту не было выбора.

Решение было принято всемогущим Творцом, и упомянутая перемена, постигшая «тварь», произошла по Его воле – «по воле покорившего ее». (Здесь речь именно, по всей вероятности, идет о Боге, а не об Адаме, как полагают некоторые.) Тем не менее все творение имеет «надежду», предвидя грядущий день, когда «суете», т. е. бесцельности и недолговечности сущего будет положен конец (стихи 24-25). Итак, за грех человека Бог вместе с ним осудил всю окружающую его среду в целом (Быт. 3:14,17-19).

Когда Божий план спасения человечества будет осуществлен, и дети Божии войдут в славу, получив освобождение от греха, сатаны и физического «тления», тогда «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» и тоже войдет в «свободу славы детей Божиих». Божие проклятие, тяготеющее над физическим миром, является частью того осуждения, которому Он подверг за его грехопадение человечество, – ведь именно людям, как Своим представителям, дал Бог власть над творением (Быт. 1:26-30; 2:8,15).

Подобно этому, в связи с тем, что Божий план спасения людей предусматривает создание «нового человека» (2Кор. 5:17; Гал. 6:15), будет пересоздан и материальный мир (Откр. 21:5). И осуществлено это будет в два приема. Сначала будет обновлен нынешний космос – во второе пришествие Господа Иисуса Христа, когда на земле будет установлено Его Тысячелетнее царство (Ис. 11:5-9; 35:1-2,5-7; 65:20,25; Амос. 9:13). Затем будут созданы «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1 сравните 2Пет. 3:7-13).

Рим. 8:22-23. В некотором отношении стих 22 завершает предыдущий раздел, подводя итог нынешнему состоянию материального мира, над которым тяготеет проклятие. Павел пишет: «Ибо знаем (по-гречески здесь в значении знания, возрастающего на основании опыта), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (в оригинале, и это сохранено в англ. переводе Библии, здесь – «мучится, как в муках рождения»). Понятие «совокупно» не включает тут верующих во Христа, о которых сказано особо в следующем стихе, но оно подразумевает все остальное творение. Одновременно стих 22 вводит следующий раздел, тема которого – надежда на будущее освобождение от проклятия за грех, а, значит, и на избавление от страданий.

Апостол начинает этот раздел со ссылки на «нынешние временные страдания» верующих (стих 18), и в стихе 23 он возвращается к этой теме. Он говорит о христианах как об имеющих «начаток Духа», имея в виду, что Дух Святой есть «начаток» Божиего действия внутри человека, направленного на спасение и обновление, «перестройку» верующего.

В других местах Нового Завета Дух Святой назван «залогом наследия нашего» (Еф. 1:14; сравните с 2Кор. 1:22); идея – та же. «Начатками» земледельца были первые плоды его урожая. С ними были связаны предвкушения еще более обильного сбора в будущем, надежда на это. Подобно и Дух Святой Божий, вселяясь в верующих, дает им радостное предвкушение гораздо больших благословений в будущем, включая и жизнь вечную в Божием присутствии.

По причине «нынешних страданий» (8:18) верующие, как и все остальное творение, «стенают (сравните стих 22 и 2Кор. 5:2), ожидая (в ориг. – «с нетерпением ожидая» – от упомянутого греческого слова «апекдекомаи»; то же слово употреблено в отношении творения в 8:19 и в связи с выражением надежды в 8:25) усыновления, искупления тела нашего».

Слово «усыновление» передает «узаконенное» положение верующего перед Богом, которое дается человеку по вере его, милостью Божией. (В отличие от «усыновления», понятие «возрождения» передает такое положение христианина по отношению к Богу, которое определяется рождением человека свыше.) Так усыновлен Богом был народ Израиля (Рим. 9:4), и усыновление это вытекало из Завета, которым Творец связал Себя с этим народом (Втор. 7:6-9).

С одной стороны, каждый верующий уже усыновлен, поскольку он имеет «Духа усыновления» (Рим. 8:15) и является сыном Божиим (Гал. 4:6-7). Но с другой стороны, как сказано в Рим. 8:23, верующие только еще ожидают усыновления (подразумевается – во всей его полноте), которое выразится в «искуплении» их тел (греческое слово аполитрозин, переведенное как «искупление», означает освобождение от рабства путем выкупа – сравните толкование на 3:24).

Это-то и называет Павел «откровением сынов Божиих» (8:19) и «свободой славы детей Божиих»; в англ. тексте – «славной свободой детей Божиих» (стих 21). Произойдет это при восхищении Церкви, когда верующие воскреснут или «изменятся», получив и в том и другом случае новые славные тела (1Кор. 15:42-54; 2Кор. 5:1-5; Фил. 3:20-21; 1Фес. 4:13-18). Тот грядущий день Павел называет «днем искупления» (Еф. 4:30).

Рим. 8:24-25. Бог дал людям обещание, что благодаря подвигу Его сына на Голгофе, тела верующих будут в конце-концов освобождены от греха и его последствий. Те, кто верит этому обещанию, имеют надежду, т. е. ожидают в надежде искупления своих тел (сравните Гал. 5:5). Оно явится заключительным актом процесса спасения и именно, предвкушая его, «мы спасены».

На сегодня тела наши еще не искуплены (Рим. 8:23) – «если, кто видит, то чего ему надеяться?» – но верующие надеются на это, горячо это предвкушают («ожидая» здесь от упомянутого выше греческого слова «апекдекомаи»; сравните стихи 19,23), терпеливо переживая нынешние страдания. (В английском тексте в конце 24 стих и в стихе 25, вместо глагола «видеть», стоит «иметь»: «если кто имеет», «чего не имеем».)

Рим. 8:26-27. В этих стихах подчеркивается, что верующие не предоставлены самим себе в их страданиях (стих 18) и стенаниях (стих 23). Им помогает Святой Дух: «Также и Дух подкрепляет нас (в греческих манускриптах слова «нас» нет) в немощах наших». Это не означает, что Дух помогает нам лишь в каких-то особо тяжелых ситуациях; христиане – «немощны» всегда, таково их человеческое состояние, и Дух помогает им постоянно. Греч, слово астенея, переведенное как «немощи», может означать все виды слабости – физическую, эмоциональную и духовную (толкование на Иак. 5:14); об этих-то немощах свидетельствует их «стенание в себе» (Рим. 8:23).

Греческое слово синантиламбанетаи, переведенное как «подкрепляет», имеет много оттенков, означая в принципе помощь при перенесении тяжелого груза (встречается в Новом Завете еще один раз – в Лук. 10:40).

«Немощь» верующих проявляется, в частности, в том, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно». Но сам Дух приходит к нам на помощь, чтобы «ходатайствовать» за христиан «воздыханиями неизреченными», т. е. вздохами, которые не выразить словами. Стенает природа, стенают и верующие (8:22,23), и Дух Святой тоже «воздыхает». Тут нет намека на молитву иными языками, как некоторые думают. Ведь стенает Дух Святой, а не верующий, и стенания Его не выражены словами. Помощь Духа, «подкрепление» Им верующего проявляется в ходатайстве (стих 26) или в посредничестве.

Греческое слово гиперентинчанеи, переведенное как «ходатайствует», встречается в Новом Завете только здесь и означает «просить за кого-нибудь». «Испытующий же сердца есть Бог» (1Цар. 16:7; Евр. 4:13), и «Он знает (тут греческое слово, означающее знание в силу проницательности или интуиции), какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Хотя Святой Дух и не произносит конкретных слов, Отец Небесный знает, о чем Он думает.

Это очень интересное место в Писаниях, говорящее о всеведеньи Отца Небесного и о предельной близости между Лицами Троицы. Господь Иисус Христос непрестанно ходатайствует за верующих на небе (Рим. 8:34; Евр. 7:25), и то же самое делает Дух Святой – от их имени! Итак, хотя верующие и не знают, о чем и как нужно молиться, Дух Святой выражает их просьбы, вместо них.

Е. Уверенность освященных (8:28-39)

Этот раздел учения об освящении верующего (стихи 28-39) логически вытекает из рассмотрения цели освящения (стихи 18-27). Рассматривать эту цель, состоящую во внушении верующему надежды, осуществления которой он ожидает всем сердцем и вместе – терпеливо, не имело бы смысла, если не знать, что цель эта – верная. Гарантией этому – Сам Бог, Который и утверждает верующего в его надежде – ведь процесс освящения с начала его, когда верующий рождается свыше, и до конца (прославление верующего) в конечном счете совершается Богом, и объектами этого процесса христиане становятся по вере (сравните Фил. 1:6).

Рим. 8:28. Верующие знают, начинает Павел, о реальности освящения, и знание это дается им в процессе духовного опыта. Они знают интуитивно, хотя может быть, не всегда могут вполне понять это разумом и выразить в житейских категориях, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

Сами по себе дела и события, происходящие в нашей жизни, могут и не быть добрыми, но Бог так все сочетает и направляет в жизни верующего, что в конечном счете все происходящее обращается ему во благо – ведь цель Бога в том, чтобы людей, доверившихся Ему, привести, доведя их до совершенства, в Свое присутствие (Еф. 1:4; 5:27; Кол. 1:22; Иуд. 1:24).

Даже несчастья и болезни, в конце-концов, содействуют их благу. Из грамматической структуры греческой фразы следует, что Бог постоянно направляет дела и события к пользе верующих, т. е. тех, которые любят Его; далее они характеризируются как «призванные по Его изволению» (В англ. тексте – «в соответствии с Его целью».)

Рим. 8:29-30. В этих стихах Павел объясняет, что это значит – «быть призванным по Его изволению» (или ради исполнения Его цели), и почему Бог неизменно так направляет верующих, чтобы в конечном счете все им «содействовало ко благу» (стих 28). Верующие – это те, кого Бог предузнал. Причем это означает, что Бог «предузнал» не только то, что верующий будет делать, но что Он «предузнал» самого верующего.

Божественное предузнание не означает в то же время обычного знания индивида (в нашем понимании) или знакомства с ним. Оно соответствует исполненным особого смысла отношениям Бога с этим индивидом, основанным на выборе Творца (Иер. 1:4-5; Ам. 3:2); выбор этот был совершен Им в вечности, еще до начала творения: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4).

Опять-таки эти выбор и «предузнание», идущие от вечности, включают в себя и нечто большее, чем установление нужных Богу взаимоотношений между Ним и верующими. Важным элементом их является цель, венчающая эти взаимоотношения: «кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» (1Иоан. 3:2). Таким образом, целая категория людей (верующих), вовлеченная – в соответствии с Божественными предузнанием и выбором – в особые отношения с Творцом, в рамках Его извечного плана, была «предопределена» (Еф. 1:5,11).

Было предопределено их назначение – уподобиться образу Иисуса Христа. Через уподобление всех святых Иисусу Христу (по завершении их освящения), Христос будет вознесен как «первородный между многими братьями». Воскресший и прославленный Господь Иисус станет Главою новой человеческой расы, очищенной от всякого греха и приготовленной жить вечно в Его присутствии (1Кор. 15:42-49). Будучи первородным, Христос занимает самое высокое положение среди «многих братьев» (сравните Кол. 1:18).

От начала процесса спасения до его завершения каждый верующий должен пройти следующие три стадии: ПРИЗВАНИЯ (Рим. 1:6; 8:28); ОПРАВДАНИЯ (3:24,28; 4:2; 5:1,9); и ПРОСЛАВЛЕНИЯ (8:17; Кол. 1:27; 3:4); и ни один из них не будет при этом потерян. Божий план осуществляется без «издержек». Предопределение Его не может быть нарушено.

В стихе 30, наряду с другими, и глагол «прославлен» поставлен в прошедшем времени; объясняется это тем, что и последняя стадия освящения является в Божиих глазах как бы уже пройденной (совершившейся). Прославление верующих – это синоним их уподобления Его Сыну, и в этом-то состоит конечная цель Творца. По исполнении ее никто из детей Божиих не попадет более в положение «лишенных славы Божией» (Рим. 3:23).

Рим. 8:31-32. Не поразительно ли это, что Божественный план спасения человечества охватывает вечность, простираясь из непостижимых глубин ее в прошлом, до необозримых горизонтов в будущем! И при этом план этот неукоснительно исполняется Богом. Понимая это, Павел ставит в стихах 31-39 шесть вопросов и отвечает на них – с целью показать, что гарантия вечного спасения верующих – в надежных Божиих руках. Первый вопрос носит общий характер: «Что же сказать на это?» (сравните 4:1; 6:1; 9:14,30). Воистину на сказанное в 8:28-30 только и можно воскликнуть в ответ: «Аллилуйя!», или просто онеметь от изумления.

Затем следуют пять более конкретных вопросов, и вот первый из них: «Если Бог за нас, кто против нас?» Ясно, что сатана и все его воинство против верующих (сравните Еф. 6:11-13; 1Пет. 5:8), но в конечном счете они не могут взять над ними верх, победить их. Бог вечносущий и всемогущий, Творец всего – за них, а потому побороть их не дано никому. Небесный Отец – на стороне верующих, они дороги Ему до такой степени, что Он «не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас».

Слово ефейзато, переведенное здесь как «щадить» – «не пощадил», находим и в Быт. 22:12, (где оно переведено как «жалеть») – Бог сказал Аврааму: «ты… не пожалел сына твоего». Затем Он повелел Аврааму «не поднимать руки на отрока» и указал ему на овна, запутавшегося в кустах, как на жертву, вместо Исаака (Быт. 22:2-14).

Но сам Бог, чтобы победить грех, принес в жертву Своего Сына (Иоан. 1:29). В свете этого высшего акта Божией милости мы с уверенностью можем сказать вслед за Павлом: «как с Ним не дарует нам и всего?» Если уж Бог принес в жертву самое ценное для Него – собственного Сына, то, конечно, Он не пожалеет для верующих ничего, что необходимо для их полного освящения (2Пет. 1:3).

Рим. 8:33-34. Следующие два вопроса звучат как бы в судебном заседании; первый из них – «Кто будет обвинять избранных Божиих?», т. е. кто выдвинет формальное обвинение против них? -Деян. 19:40; 23:29; 26:2). Обвинителем детей Божиих выступает сатана (Откр. 12:10; Зах. 3:1). И его обвинения имеют определенный вес, поскольку верующие спотыкаются и падают, иными словами, продолжают грешить. Тем не менее обвинения сатаны не будут приняты судом во внимание, поскольку Бог оправдывает их. Верховный Судья лично объявляет обвиняемых сатаною верующих оправданными – на основании их веры в Иисуса Христа (Рим. 3:24; 5:1). В свете этого любое обвинение теряет силу.

Павел затем ставит второй вопрос: «Кто осуждает?» Из конструкции греческого текста следует, что вопрос этот может относиться к будущему времени: «Кто будет осуждать?», и здесь это кажется предпочтительнее. Иисус Христос – Богом назначенный Судья (Иоан. 5:22,27; Деян. 17:31). Вторая фраза 34 стиха, в сущности, и есть ответ Павла на поставленный им вопрос – Христос Иисус (хотя из русского текста это не следует столь же явственно, сколько из английского, например). Но Иисус есть Тот Самый, которому христианин доверился в своем спасении.

Да, «Христос (Иисус) умер, но и воскрес: он и одесную Бога (т. е. по правую руку от Него (Лук. 22:69; Деян. 2:33; 5:31; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3,13; 8:1; 10:12; 12:2; 1Пет. 3:22), Он и ходатайствует за нас». Итак, Господь Иисус Христос действительно является Судьею, но Он также Тот, с Кем верующие соединились через свою веру.

И вот Он Сам стал жертвой за их грехи (Рим. 5:8; 8:32) и вместе с тем их новой жизнью (верующие совоскресли со Христом; Рим. 6:4,8,11; Еф. 2:5-6; Кол. 2:13). Он и ходатайствует за верующих (сравните Евр. 7:25; за них ходатайствует также и Дух Святой – Рим. 8:26-27). Можно ли сомневаться в том, что этот Судья не осудит тех, которые соединились в Нем и с Ним, потому что уверовали в Него (сравните Рим. 8:1)!

Рим. 8:35-37. Заключительные вопросы апостола сформулированы в стихе 35 «Кто отлучит нас от любви Божией?» Т. е. от любви Бога к нам? И в форме вопроса Павел перечисляет семь несчастий, которые могут выпасть на долю верующего (сам он все это испытал на себе – 2Кор. 11:23-28) и которые, казалось бы, могут сделаться преградою между верующим и Божией любовью: СКОРБЬ (о скорби Павел часто говорит во 2-м Коринфянам) или ТЕСНОТА (стенохория – пребывание в стесненных обстоятельствах), или ГОНЕНИЕ, или ГОЛОД, или НАГОТА или ОПАСНОСТЬ, или МЕЧ?

Нет, все это, перечисляемое с нарастающим чувством, – не может отлучить христианина от Христа – ведь оно есть часть того «все» (Рим. 8:28), которым пользуется Бог, чтобы привести верующих в соответствие со Своим Сыном (к уподоблению образу Его). Павел цитирует далее Пс. 43:23, напоминая своим читателям, что в этой жизни детям Божиим не избежать многих страданий (Иоан. 16:33), что за имя Христа их будут даже убивать. В первые годы существования Церкви верующих убивали ежедневно, и очень многим из них не раз приходилось смотреть смерти в лицо. Жизнь христиан не ставили тогда ни во что, в глазах язычников они действительно были подобны «овцам, обреченным на заклание».

Итак, все эти несчастья (сравните «все» в 8:28), «все сие» (стих 37), вместо того, чтобы отлучить верующих от любви Божией, делают их победителями (в греческом тексте – «все большими победителями»), и далее – «благодаря Ему, полюбившему нас»; сравните «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (2Кор. 2:14).

Рим. 8:38-39. Свое рассуждение о том, что в Иисусе Христе верующие имеют надежного Защитника, и о том, что их конечное освящение – гарантировано Им, апостол завершает убедительным «я уверен» (сравните 15:14), за которым следует перечисление десяти крайних явлений и сил в Божием творении, начиная со смерти (смерть – «меч» – является последним из 7 пунктов в стихе 35), которым тоже не дано отлучить верующих от Бога, любящего их. Итак, эти перечисляемые апостолом явления и силы как бы стоят на крайних полюсах друг по отношению к другу.

Это: 1) «смерть» и 2) «жизнь» (верующие всегда с Богом – живы они или мертвы, 2Кор. 5:8-9); противостоящие одно другому духовные воинства, сотворенные Богом: 3) «Ангелы» и 4) «Начала» (в англ. Библии – «демоны»; ангелы не станут разрушать, а демоны не смогут разрушить связь Бога с теми, кого Он искупил); 5) под «Силами», которые упомянуты после «Начал», могут подразумеваться сатана и его демоны (сравните Еф. 6:12), либо человеческие правительства; следуют противостоящие друг другу понятия времени: 6) «настоящее» и 7) «будущее» (т. е. никакие из напастей, известных сегодня – к примеру, перечисленное в 8:35, и ничто неизвестное, что может произойти в будущем); противостоящие друг другу понятие пространства: 8) «высота», 9) «глубина» (ничто, находящееся над землей или под землей, не может отлучить верующего от Бога); и, наконец: 10) «другая какая тварь», т. е. ничто вообще из сотворенного Богом. Абсолютно ничто не в состоянии воспрепятствовать осуществлению Его цели относительно верующих во Христе Иисусе. Не есть ли это убедительнейшая гарантия спасения верующих!

https://bible.by/dallas/52/6/

https://bible.by/dallas/52/7/

https://bible.by/dallas/52/8/