Святые Угодники

"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель--Христос, все же вы--братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник--Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. " Мф. 23:8-12

Разделение христиан на духовенство (клир) и прихожан (миряне) произошло очень давно. Согласно истории, такую практику начали вводить уже ученики учеников Христа для большего контроля за церковью в связи с возникающими заблуждениями и ересями. Позже, католическая и православная церковь ввела доктрину «святых отцов» и «Божьих угодников», подняв их на высочайшую планку личной святости, достигнутой через «жития святых», сделав их посредниками между Христом и простыми смертными.

В отличии от ортодоксальной теологии, многие протестанты исповедую конгрегациональное церковное правление, то есть руководство через общее собрание. Их теология реформации провозглашает всеобщую порочность как постоянную нужду в благодати всех без исключения, и всеобщее священство, как прямой, без посредников, доступ ко Христу и Его благодати для покаяния, прощения и духовного укрепления.

Но вне зависимости от разниц в теологии и церковном устройстве христианских деноминаций, похоже, что есть одна огромная духовная опасность для всех христиан. И это скрытое идолопоклонство в практических отношениях между церковными священнослужителями и их прихожанами. Поэтому я с тревогой наблюдаю за очень странным отношением некоторых русских христиан к церковном служителям и священникам, возведённым в ранг святых и непорочных суперчеловеков, Божьих помазанников, духовных учителей и наставников.

Тем более странно это наблюдать среди протестантов, ведь ортодоксальная практика святых угодников, через свои «жития святых» ставших посредниками и ходатаями перед Богом за молящихся, противоречит сути их протестантской теологии «всеобщей греховности» и «всеобщего священства». Но то ли ограниченность нашего человеческого здравомыслия, то ли наше невежество и богословская безграмотность, то ли скрытое греховное желание к идолопоклонству, то ли политика да риторика самих наших церковных лидеров, создаёт в нашем религиозном мировозрении образы «святых безгрешных Божьих угодников».

Ингода мне кажется, что мы упорно отказываемся признать, что грех живёт в каждом нашем служителе и священнике без исключения, поэтому, как и все грешные люди, каждый священнослужитель борется со своими личными искушениями. Может борется даже больше нас, рядовых прихожан, потому что атаки Диавола в первую очередь направлены на витрину церкви, то есть на наших церковных лидеров и представителей. Мы все, с Божией помощью, иногда побеждаем, но иногда и проигрываем наши духовные битвы. Священнослужители церкви проигрывают их также, как и все остальные. Нам трудно признавать свои поражения и каяться, беря на себя ответственность за греховные ошибки и духовные поражения. Священнослужителям, особенно широко известным, каяться ещё труднее из-за их известности и репутации.

Вроде бы совсем не сложно понять такие простые вещи, и по-человечески, и по Библейски. Почему же тогда мы упорно продолжаем твердить себе и друг другу «Он просто не мог такое сделать», «Я верю в безупречность священнослужителя», «Его заявлений о своей невиновности для меня достаточно».

Может быть потому что, заразившись вирусом порочной гордости и скрытого превозношения, наши священнослужители сами очень редко рассказывают нам о своих личных искушениях с амвона и кафедры, и ещё реже о своих поражениях, ошибках и покаяниях. А всё больше поучают нас, простых смертных, как нам надо жить свято и безгрешно. А может быть потому, что мы сами, по нашей человеческой глупости и не без помощи Диавола, подняли наших священнослужителей на высокий пьедестал «святых безгрешных Божьих угодников», отобрав у них право на ошибки и согрешения, а значит и отобрав у них возможность публичного покаяния и видимого исправления.

Так что может нам всем вместе надо и каяться? Простым церковным прихожанам, за то, что сотворили себе отцов, учителей и наставников как святых безгрешных "Божьих угодников" из простых смертных и по-человечески не безгрешных священнослужителей. А церковным священнослужителям за то, что приняли и всячески укрепляли свой статус безгрешных и непорочных "Божьих угодников" в нашем греховном и невежественном мышлении, вместо того чтобы учить нас тому, что все мы в равной степени грешны, и поэтому все мы крайне нуждаемся в Божьей и взаимной помощи и прощении, через наше покаяние и принятие друг друга со всеми нашими несовершенствами и ошибками. Уча нас Слову Божию, не только укорять нас, грешных прихожан, во всех смертных грехах, и нас же постоянно призывать к покаянию, но и самим показать нам пример своего личного покаяния, публично признавая свои ошибки и согрешения, прося и у нас хоть иногда прощения, таким образом развенчивая наш общий греховный миф о «житии святых угодников», безгрешных Божьих помазанников, церковных священнослужителей, наших духовных отцов, учителей и наставников.

Дай же нам Бог Библейского света и разума, а также смирения и сокрушения, чтобы перестать творить себе идолов для поклонения, или ещё хуже, самим становится чьими-то идолами. Дай нам Бог отрезвления и покаяния, даже ценой наших поражений и публичного позора, для нашего общего очищения и Твоей Славы как Единственно Святого и Безгрешного, но предлагающего Свою Святость падающим и кающимся грешникам, включая наших пасторов, священников и других наших церковных учителей, наставников и лидеров.

© Andrey MJ Сентябрь 2015