«Грешница» Федора Филлипова
Советкий фильм «Грешница» Федорова Филлипова о «протестантских отцах и дедах» снят в конце десятилетней хрущевской оттепели в 1962 году. Во время этого периода «десталинизации» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе и кино. Это дало возможность для творческого освещения действительности с «человеческим лицом» по отношению к тем, кого власть так не любила. Отмена сталинского «клейма врагов народа» виделась для многих как новое будущее, где свобода личности и право выбора будут основополагающими.
Увы, ожидания получить свободу от незаконно захвативших власть большевиков, не оправдались. Так как без репрессий власть не могла справиться со своим народом, то оттепель быстро закончилась с приходом Брежнева в 1964 году. Соответственно в машине государственной пропаганды, все верующие в Бога опять стали сектантами, сумасшедшими, предателями, «врагами научного прогресса», и тайными «приспешниками мирового империализма». Именно в это сложное время застоя брежневской эпохи, на собственной шкуре «неисправимого протестантского сектанта», я и познавал все прелести «лучшего государства в мире, где так вольно дышит человек». Дышит, пока молча и полностью поддерживает любую политику партии и государства без лишних вопросов к «коррупции коммунизма», и насилию власти над свободой совести.
Довольно сложный фильм - скорее всего с желанием показать поиск смысла христианской веры изнутри религиозной системы со всеми ее противоречиями. Похоже что автор неплохо разбирался в заданной теме, но в силу ограниченной свободы в условиях советского богоборчества, фильм сильно политизирован и упрощен. Ведь неверующая советская молодежь мало чем отличалась от верующих по уровню «промытости мозга». В фильме не сказано, что дорога к образованию для верующей молодежи, в отличии от их советских безбожных сверстников - была закрыта на всех уровнях, начиная от техникума. Не сказано о том, какому уровню презрения были подвержены все, кого власть отдавала толпе на растерзание. Разницы не имело - христианин ты, или мусульманин, или диссидент, или просто творческая личность, ищущая свободы творчества. Все, кто претендовал на несогласие с властью или обществом - были изгоями.
Именно как «советскую лживую пропоганду», я такие фильмы себе в прошлом и представлял, хорошо зная на своем опыте, как общество относилось ко всем верующим, и за что нас отправляли в изгои, а то и в тюрьмы или психушки.
Мир «воинствующего атеизма» с насмешками, презрением и преследованием верующих просто за веру в «существование Бога» был очень враждебен не просто к церкви как организации, но к личностям верующим, и особенно молодежи. Христиане платили миру взаимным презрением, с великой надеждой ожидая скорого конца света для наказания своих насильников и обидчиков. В такой «борьбе систем за выживание» смысл Евангелия был полностью утерян.
Наверно более чем понятно, что насилие внутри церкви для верующих было меньшим злом. Вернее о религиозном насилии в то время вообще никто не думал. Ведь «среди своих» над тобой хотя бы не смеялись как над дураком. Более того, вместе с тобой страдали за право верить что «БОГ ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ».
Среди верующих было много очень искренних, хотя во многом наивных людей. Все они были «героями веры», и те кто шел через поношение и презрение мира, и те, кто шел в тюрьмы за веру, и те, кто их всячески морально поддерживал.
Но сами того не понимая, по отношению к свободе личности и праву выбора, внутри «церкви» верующие часто были «отражением мира» как копия от подражания. Учиться свободе было не у кого, потому свобода совести была под негласным запретом. Так как у верующих не было права на государственные репрессии, для «спасения душ» использовалось эмоциональное и духовное насилие как инструмент религиозного контроля. Это было не везде, и не всегда, и не у всех - но это было. И такого «насилия в вере» было много, особенно в «малообразованных регионах», где церковью правили «твердые в вере» старцы.
Потому все правдолюбы и богоискатели попадали сразу под молот и наковальню. Стремление к независимости и право на идивидуальность получало «в зубы» и от чужих, и от своих. О каком развитии личности можно говорить в таких условиях? Мы все стали «гомосоветикусы» - люди-куклы, бесхребетные и безгласные.
Именно такие вопросы и поднимает автор, в конце оставляя открытым искренний вопрос «души внутреннего ребенка»: «Так зачем я в тебя верила Господи, если ты злой и жестокий?». Испугашись насмешек мира, или столкнушись с непониманием в церкви, с этим «неправильным вопросом» многие из ДВР ушли в безбожный мир. Другие просто сломались под двойным натиском, и перестали задавать «неприятные вопросы». А третьи…. третьи стали проходимцами и лицемерами, и продолжили дело своих жестокосердных отцов.
Теперь они - отцы, дети и внуки «жертв системы», не имея способности говорить с миром, закрывают рот всем, кто пытается честно и открыто осмыслить советское прошлое ОБЩИХ отцов и дедов. Они, «религиозные трусы», в своих «наследственных страхах», заигрывают с властью воров и тиранов, двоедушием и лукавством предавая тех, кто хочет хоть что-то изменить к лучшему. Это они учат доверчивый народ держатся как можно дальше от несогласия и гласности, а заодно и подальше от культуры, государства и политики. Ведь как и всё в жизни - религиозное невежество, трусость, коррупция и жестокосердие над пострадавшими и несогласными - ТОЖЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ.
Потому фильм для меня очень горький. За 60 лет с момета его создания прошли целые эпохи, а ничего в мышлении верующих так и не изменилось. Временная свобода 30-ти лет между старым СССР-1 и наступишим СССР-2, ничего нового и свежего нашим протестантам не принесла. Потому все что ждет впереди, это - опять репрессии, гонения и уничтожение, теперь уже следующего поколения.
Еще интересный для меня момент. Люди, пришедшие в церковь в девяностых, часто верят, что до них в СССР все в церкви были – «настоящими». Из-за недостатка личного опыта «СССР с изнанки», люди не из советского ДВР думают, что только в последнее время христианская вера каким-то непонятным образом деградировала. Лживая пропаганда «великого наследия» похоже и в религиях неплохо промывает «неискушённый опытом мозг». Но дорогие друзья «неофиты с двадцатилетним стажем веры» :-), лично мне кажется, что за двадцать лет в церкви вы просто подросли, чтобы наконец-таки по взрослому разобраться, какими бывают ВСЕ церкви во всех системах «тоталитарного мышления».
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫВОД: Необходимо рабираться в ключевой разнице и общих качествах между насилием тоталитаризма СССР и нашим временем.
ПЕРВОЕ и очень хорошее - вера в Бога теперь не «шизофрения» - как это считали в атеистическом СССР. По крайней мере, православие имеет право на существование, и это уже очень хорошо. Вам не занижают оценки в школе за «веру», не вешают насильно звездочки октябрят или галстуки пионеров. Вас примут, и не выгоняют с высших и средних учебных заведений как «антисоциальный элемент». А главное, ваши друзья и родственники не смотрят на вас как на дураков просто за то, что вы верите, что «Бог есть». Более того, многие ваши друзья и родственники тоже верят в Бога, и это не скрывают, хотя и верят каждый по своему. Это - уже ОЧЕНЬ ЗДОРОВО! Именно потому у всех верующих есть шанс перестать задавать ОЧЕНЬ неправильный вопрос «ТАК ЗАЧЕМ Я В ТЕБЯ ВЕРИЛА ГОСПОДИ, ЕСЛИ ТЫ ЗЛОЙ И ЖЕСТОКИЙ?».
ВТОРОЕ, тоже хорошее. Надо понять, что по «духовному младенчеству», мы все верим не в Бога Библии, а в бога, которого на личном примере показали нам наши друзья, знакомые, родные и близкие. Бог в СССР например, вроде хотя и Творец Вселенной, но заботился о ширине косынок сестер гораздо больше, чем о полноценном развитии их душ. Разве это – НЕ РЕЛИГОЗНЫЙ МАРАЗМ? Теперь это - далеко НЕ ТАК. В свободном доступе тонны информации, которая конструктивно и аргументированно борется с искажениями образа Бога в христианской вере.
ТРЕТЬЕ. К сожалению среди верующих есть те, кто продолжает «маразмировать в сектантских конвульсиях» и в наши дни. Вместо того, чтобы честно признать ошибки отцов, и осмыслив, больше не повторять, эти люди пытаются сохранить «веру отцов», видя в предшественниках из СССР не простых, малообразованных людей с проблемами и ошибками, а «былинных героев веры из религиозно-патриотического эпоса». За «сказками о героях прошлого» такие близорукие люди не видят, что современный церковный мир часто превращен в бизнес, где слава, почет, средства, власть, контроль, раболепие и лесть - стоят на первом месте… А со всем этим злом процветает и насилие над всеми несогласными и несговорчивыми. Потому что ценности «злого сердца» у всех одинаковые, хоть в мире бесправия у безбожной власти, хоть в его зеркальной копии – законнической, клановой, коррумпированной и авторитарной - церкви.
Такие «закрытые от мира секты, насилующие честь, волю и разум верующих», неплохо показал Федор Филиппов в своем философском фильме «Грешница». Ведь без света гласности и без работающих механизмов контроля над властью, везде будет творится одно и тоже - тирания и насилие над свободной личности.
Искренне желаю вам в такие секты – не попадать, чтобы не стать «духовными овощами». Желаю вам порывов свежего ветра мысли. Желаю вам осмысливать, прежде чем соглашаться. Желаю вам быть людьми мужества и чести, которые защищая других во имя Христа, платят за открытую позицию потерей своего доброго имени - теряя дорогих сердцу знакомых, друзей, родных и близких.
Примеров для подражания вокруг, предостаточно. Вам не надо ходить в сложное прошлое ваших предшественников из СССР. В условиях системной тирании, где всех несогласных ломают «через колено», вы не знаете как поступили бы - сами предали, или были бы преданными. Но вокруг уже есть масса примеров для подражания в борьбе «неравнодушных со злом». Я просто уверен, что если вы не безразличны к чужой беде, а значит и к чьему-то мужеству, вы таких людей знаете. Если не знаете, проследите например историю борьбы с системой Андрея Кураева, и ему подобных в современной совковой России и Беларуси.
Как свежий пример, здесь один из протестантских «повзрослевших реформаторов», епископ Альберт Раткин из РОСХВЕ. Не успел стать публичным блогером и задать насущные вопросы обществу, чтобы порадоваться гласности с возможностью открытого диалога с современным окружением, так сразу выгнан начальствующим братом Ряховским за непокорность власти, вместе со всей церковью, и перспективным YouTube каналом ВЗГЛЯД С НЕБЕСНОЙ
Послушайте его истории, и помолитесь за тех, кто имеет мужество заступаться за моральные ценности, а не идти на личный компромисс с любой коррупцией.
Друзья баптисты, история Альберта, это не про пятидесятников, а про всех наших постсоветских протестантов. Если для вас Юрий Сипко еще баптист, то здесь его мнение по ситуации с Альбертом Раткином. Да и вообще, Юрий рассказывает про современность и возможности духовной реформаций в современной России. Это же я слышу от многих ключевых служителей среди постсоветских протестантов. Это же я видел, когда делал евангелизационные проекты для новой России, и которые именно поэтому, после многих вложений надеж, времени и средств, мне пришлось самому и закрыть из-за «зашоренности» и отсталости церкви от мира.
Похоже что «Грешница» Филлипова с 1962 года так еще и не повзрослела. Герои фильма, которые окружали эту «святую грешницу», так еще и не изменились. Насилие над личностью и узаконенное бесправие правят славянским миром...
«За бугром» много что видно по-новому в современной жизни бывшей родины. Особенно если следишь за событиями и людьми, которые являются моральным барометром нации, с медленным погружением «наследия СССР-1» в СССР-2.
Думаю что СССР-2 будет хуже чем прежний, потому что сектант в фильме «Грешница» пугал «защитников» милицией за вторжение в его дом, хотя и был не прав, «насилуя веру» взрослой дочери. А теперь по законам современности, милиция сама ворвется в дом, если вместе с друзьями соберутся почитать Библию. А за удержание и избиение взрослой дочери вообще надолго посадят.
Смотрите фильм и радуйтесь, что в 1962 году законов Яровой еще не было.
© Andrey MJ Октябрь 2021