Восток НЕ Запад
В статье Запад НЕ Восток я описал что такое западный протестантизм с моего опыта. Для тех кому тема интересна, описываю почему Восток, это НЕ Запад.
Мы имеем право «верить, уповать и надеется», даже когда наши убеждения оторваны от реальности. Но реальность, это не наше личное мнение, а «упрямая статистика». Потому тот кто отвергает объективные данные, обрекает себя на «интеллектуальную и духовную слепоту», то есть - на младенчество и безумие. Согласно опросу Левада-центра, доверие россиян к церкви и всем религиозным организациям продолжает СНИЖАТЬСЯ - с 54% в 2014 году до 28% в 2021-м.
Почему за 30 лет свободы после распада СССР, пост-советский славянский мир так и не увидел влияния на общество «света и соли» - честности, достоинства и ясного разума? Почему «верующие» так остались вне культуры и общества? Почему православные с протестантами полностью исчерпали кредит доверия?
После распада СССР, многие верили что пост-коммунистический идеологический вакуум будет быстро заполнен «возрождающейся верой». Эти «ложные упования» были опровергнуты временем. Успехи «духовного пробуждения» оказались скромнее ожиданий конца 80-х. Россия по прежнему остаётся одной из самых секуляризованных стран мира. Замена коммунистической идеологии возраждаемым православием дает свой плод - власть бесчинствует, народ беднеет, общество радикализируется и теряет гражданские свободы.
Из тех кто пришел в церковь в перестроечные времена, со временем очень многие оказались разочарованными в религиозной действительности. Лишь некоторые с трудом адоптировались к антиинтелектуальной религиозной среде. Многие из неофитов вернулись к привычным ценностям секулярного мира, или нашли себя в традиции православия. Многие в поисках компромисса свободы, морали, веры и разума - стали «интернет-христианами». Именно из-за этого так много христианских группы среди русскоговорящих на том же Facebook.
Очевидно, что «восточные протестанты» не смогли «осолить и просветить» окружающее общество, и тем оказать влияние на будущее своего народа. Не смогли привлечь творческих интеллектуалов и прогрессивную молодежь. Как результат системных просчетов - притока «свежей активной крови» из мира - НЕТ. Грамотных проповедников с понятной с ясной проповедью Евангелия – НЕТ. «Принудительного многодетства» для «выживания церкви», как было в СССР –тоже больше НЕТ. Активная творческая молодежь в традиционных церквях «репрессирована» служителями советского мышления. Таким образом за 30 лет свободы, в глазах светского и православного окружения, наши «протестанты» не смогли «отмыться» от «липкой стигмы маргинальных инородных сектантов».
В условиях современных репрессии российской власти против гражданских свобод и разрушения правого государства, скорее всего окончательная «маргенализация славянских протестантов» произойдёт очень стремительно.
Почему после стольких надежд и усердий – современный «славянский протестантизм» лежит в руинах? Может основная причина в том, что «восточные протестанты» - это вовсе и НЕ ПРОТЕСТАНТЫ? Враждебное отношение наших протестантов-иммигрантов не только к западной цивилизации с ее «протестантскими основами гражданскогих прав и свобод», но и к собратьям по вере «западным протестантам» - разве не яркое тому доказательство?
Это заставляет очень о многом думать. Среди кого я вырос и кем сам долго был? Действительно ли «протестантом», или все же - сектантом…? Кем остаются мои старые друзья и близкие? Почему так упорно отвергают все западные «протестантские ценности» видя в них «грешный мир»? Почему несмотря на очевидные нестыковки теории и рельности, так упорно верят в свой «уникальный путь»? Почему считают началом своей истории Иисуса Христа и апостолов, обходя двухтысячелетнюю церковную историю, традицию и ортодоксию?
Неужели постсоветский протестантизм не протестантизм, а «православная секта»? Как назвать антикультурное и антиинтелектуалное мышление, сформированная под руководством коммунистической партии СССР? Как разобраться в отголосках западной реформации разума и индивидуализма в недрах восточного православия - религии коллективизма и мистицизма?
Сравнивая западный протестантизм с восточным, скорее всего в силу исторических причин возникновения и развития, российский протестантизм - это все же - «НЕ ПРОТЕСТАНТИЗМ». В таком случае, выбраться из перекосов «советского лжепротестантизма» каждый должен сам - либо к восточным православным, либо к католикам, либо к западным протестантам. Это очень сложно, но очень хочется верить - что все же возможно. Для этого надо многое в вере пересмотреть, чтобы заново перестроить внутреннюю систему ценностей.
Для тех кто хочет попыться разобраться в системах мышления:
1. Что такое грамотный системный анализ: Основы критического мышления
Курс "Критическое мышление". Адаптация лекций доктора Стивена Нобейи.
2. Ценности мировых культур и религий: Карта ценностей Инглхарта
Всемирный обзор ценностей (англ. World Values Survey, WVS) — исследовательский проект, объединяющий социологов по всему миру, которые изучают ценности и их воздействие на социальную и культурную жизнь. WVS провёл социологические исследования уже в 97 странах, которые охватили в общей сложности 90 % населения. Всего проведено 7 раундов исследований общественного мнения с 1981 по 2020 год. Исследования начались социологом Рональдом Инглхартом. Диаграмма ценностей известна как диаграмма Инглхарта.
3. Что такое Западный Протестанзим. Запад не Восток
Краткая история возникновения, с личным опытом современности.
4. Как возник восточный протестантизм Протестантизм без Реформации
Дмитрий Бинцаровский, Доктор богословия (PhD, Theologische Universiteit Kampen, Nederland). Сотрудник Евангельской реформатской семинарии Украины. Статья Дмитрия Бинцаровского без аннотаций.
5. Формирование мышления протестантов в условиях преследований СССР: Влияние послевоенных событий в СССР на евангельские церкв
Синичкин Алексей, Преподаватель Московской богословской семинарии РСЕХБ, референт отдела богословия и катехизации РСЕХБ, архивариус союза РСЕХБ.
6. Разрушение идентификации личности в условиях тоталитаризма: Личность и тоталитаризм: проблема идентификации
Лутцев Михаил Вячеславович, доцент кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат философских наук.
Мананникова Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат философских наук.
Солонюк Юлия Алексеевна, доцент кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат педагогических наук.
7. Западный взгляд на личность, общество и Евангелие.
Соцопрос Олега Бокова подтверждает данные Левада-центра о том, что к церкви у молодежи очень безразличное отношение. Также очень мало пост-советских людей знают о протестантах, а уж тем более с хорошей стороны. Большинство прохожих убеждены в том, что верующие протестанты – ЭТО СЕКТА!
© Andrey MJ Октябрь 2021