ЦЕРКОВЬ или СЕКТА? В чём разница?

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И СЕКТОЙ? На этот вопрос не так-то просто ответить. У большинства людей термин «секта» вызывает довольно негативные ассоциации. Часто можно услышать: секта - это религиозная группа, которая превращает второстепенные вопросы в главные. Это, конечно, довольно субъективный подход, потому что непонятно, кто же определяет, что важно, а что нет? Другие утверждают, что секты - это вши в шкуре церкви. Секты в основном характеризуются своим критическим отношением к «устоявшимся» церквям, сами не внося в христианствоничего значительного.

Знаменитый социолог Макс Вебер дал определение, которое со временем стало основой для многих других описаний. Вебер сказал, что: церковь - это религиозная организация, членство в которой определяется в первую очередь традициями. В большинстве случаев человек становится членом церкви по рождению. С другой стороны, членство в секте - это сознательный выбор человека, присоединяющегося к группе. Многие деноминации отвергают такое определение, особенно те, которые не практикуют крещение младенцев, но крестят людей, которые попросили креститься.

Часто слово «секта» используется в первую очередь для религиозных групп, которые довольно агрессивны в своих стратегиях пополнения своих рядов и/ или находятся под сильным влиянием могущественного харизматического лидера (в этом случае часто говорят о «культе»). Вероятно, наиболее важной характеристикой секты является то, что её приверженцы убеждены в том, что они единолично владеют Истиной.

На практике не всегда легко провести грань между «церковью» и «сектой». Некоторые религиозные общины переживают развитие, благодаря которому они медленно, но верно теряют свои сектантские черты, и в результате их больше не называют «сектой». Это произошло во многих частях мира с адвентистами седьмого дня. В некоторых странах адвентисты все еще считаются сектантами, но, с другой стороны, появляется все больше и больше стран, где адвентизм постепенно становится уважаемой протестантской конфессией.

В прошлую субботу в моей газете было интервью с бельгийским кардиналом Юзефом де Кесселем, который уже несколько лет является архиепископом Мехелен-Брюссельским. 73-летний лидер католической церкви выздоравливает от рака толстой кишки, но его личные обстоятельства не лишили его позитивного настроя. В интервью он выступает как оптимист, но также является реалистом с твердой верой. Он признает, что католическая церковь в Бельгии уменьшается в размерах, но твердо уверен, что католики, став «более скромной церковью» смогут быть более «верными себе» и своему призванию в условиях современной светской культуры.

Что особенно поразило меня в интервью, так это комментарии де Кесселя о сектах и сектантских характеристиках. По его словам, даже большая церковь во многом может быть сектантской. Епископ ждет появления «исповедующей церкви», в которой будет внутреннее ядро активных верующих. «Но церковь должна оставаться открытой и не сосредотачиваться на себе».

Интервью завершается утверждением, которое я хотел бы процитировать полностью: «В секте вы точно знаете, кто находится внутри, а кто снаружи. Более того, секта не терпит инакомыслия. Если вы с чем-то не согласны, вы можете уйти. Итак, вы можете быть церковью большинства с сектантскими чертами, а можете быть церковью меньшего размера с непредвзятым мнением. Приятно, когда дверь в церковь открыта. Когда заходишь, никто не спрашивает: что ты здесь делаешь, почему ты здесь сидишь, почему ты здесь гуляешь? Ты верующий или неверующий? Мы должны быть открытой и гостеприимной церковью, но не навязывать себя».

ОТКРЫТАЯ ЦЕРКОВЬ! Церковь, которая не просто сосредоточена на себе, но знает проблемы и язык окружающего ее светского мира. Церковь, которая тепло принимает людей, но не навязывает себя. Где можно не соглашаться друг с другом. Где все искренни и рады.

Да, я чувствую себя в такой церкви как дома. И я хочу продолжать делать все возможное, чтобы моя церковь двигалась в этом направлении.

Рейндер Бруинсмадоктор богословия, бывший президент Нидердландского Униона, Бельгийской Конференции и бывший секретарь Транс- Европейского Дивизиона

Перевод // Оригинал