МНОГОДЕТНОСТЬ. ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ...

Сегодня очень остро стоит вопрос о численном составе семьи христиан: сколько детей должно быть в семье? На этот вопрос отвечают по-разному. Многие говорят, что должно быть столько детей, сколько даст Бог, и ничего не нужно предпринимать, чтобы предотвратить беременность. Дру­гие говорят, что Бог никогда не повелевал человеку иметь много детей, а обязательная многодет­ность - это бремя, возложенное на христиан современными фарисеями.

Почему я решил начать откро­венный разговор на эту тему? Потому что в то время, когда одни отстаивают необходимость иметь традиционно большие семьи, дру­гие, не желая иметь эти самые большие семьи, делают нечто страшное – «естественные» абор­ты, сознательно перегружая себя физически или другими способами, чтобы избавиться от зародившейся жизни. Люди убивают своих детей, которые еще не успели увидеть свет. Другие же просто смиряются с тем, что у них большие семьи, и страдают, так как не желали иметь много детей. Как поступить пра­вильно?

Самое малое, что мы можем и обязаны сделать - это снять с данной темы ярлык «запретной» и начать об этом говорить. Рас­смотрим вопрос с двух сторон.

  1. Что говорит Библия о не­обходимости иметь много детей?

  2. Можно ли вообще заниматься планированием семьи?

Прежде всего я хочу сказать, что по-настоящему уважаю тех верующих людей, для которых цель жизни - воспитать большую хри­стианскую семью во славу Господа, и не считаю нужным их пере­убеждать. К таким людям при­надлежат мои родители и многие другие искренние христиане. Иметь большую домашнюю церковь - великое дело. Эта статья пред­назначена в основном для тех, кто, видя свое призвание в другом, боится согрешить, избегая мно­годетности, и находится в страхе и сомнении. Я буду рад. если мысль, изложенная в этой статье, побудит других высказаться на эту тему и обсудить ее на основе Священного Писания и своего жизненного опыта.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИМЕТЬ МНОГО ДЕТЕЙ?

Сотворив человека, мужчину и женщину, Бог поместил их в иде­альные условия, дал им обилие пищи, прекрасное место для про­живания и сказал, чтобы они плодились и размножались. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Божье благо­словение, данное человеку, было связано с размножением.

После грехопадения человека в мир вошли скорби и болезни. И на мужчину, и на женщину легло проклятие. Земля стала произращать терние и волчцы, что тяжелым бременем легло на плечи Адаму и изменило всю его жизнь. Еве же Бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беремен­ности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет гос­подствовать над тобою» (Быт. 3:16). Как видим, здесь речь уже идет не о благословении. Бог говорит о трудной жизни, скорбях, влечении, господстве и о болезнях.

Но неужели из-за страданий, которые должна переносить жен­щина при родах, была утрачена радость приношения в мир жизни? Конечно, нет! Несмотря на скорби и болезни, которые приходится переносить во время беременности и при родах, каждая мать радуется ребенку, который появляется на свет. Это известно всем! Об этом говорит и Христос: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Как видим, Бог, связав рождение детей со страданием, не отнял Своего благословения. Люди, живущие после грехопадения, несут последствия проклятия, но они также получают благословение, когда в семье рождается ребенок.

В Библии имеется несколько высказываний о том, что рождение детей, причем многих детей - это благословение. Эти высказывания записаны в Ветхом Завете, но они имеют непреходящую ценность. Однако для того, чтобы правильно понять их смысл и - что особенно важно - правильно применить их в своей жизни, необходимо учиты­вать обстоятельства, в которых жили ветхозаветные люди. Раз­берем два случая из Библии.

В первом случае многостра­дальный Иов, потерявший свою семью и все, что у него было, получает благословение от Бога: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч вер­блюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... После того Иов жил сто сорок лет» (Иов, 42:12,13,16). Рождение десятерых детей было благословением для Иова. Но важно обратить внимание на то. что после того, как Иов дал на­следство своим детям, он жил еще сто сорок лет. То есть, учитывая продолжительность жизни совре­менного человека, он. поставив детей на ноги, прожил еще два полных жизненных срока. Бла­гословенный человек имеет воз­можность, вырастив детей, пожить, не отдавая всего себя им, детям, и выполнить те задачи, которые ставит перед ним Господь. Это очень важно, но, к сожалению, часто упускается из виду людьми, рассуждающими на семейные темы. К тому же, Иов оставил своим детям наследство, то есть в той или иной мере обеспечил их будущее материально.

Второй случай, который на­иболее ярко говорит о том, что дети являются благословением от Господа, описан в псалме 126. Это песнь восхождения Соломона. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья мо­лодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс. 126:2-5). Примечательно, что Соломон, мудрейший человек своего времени, указывает при­чину, или одну из причин, по которой он принимал детей как награду от Господа. Молодые сыновья - это хорошие воины.

Но при всей своей мудрости он совершает безумные поступки (3 Цар. 11). Он полюбил чужестранных женщин, которые развратили его и склонили к служению иным богам. У Соломона было семьсот (!) жен и триста наложниц. Соломон понес наказание за свое отступление.

Благословения ветхозаветных личностей рождением многих детей очень трудно и даже практически невозможно отнести к жизни со­временных христиан. Ведь мы живем на земле не несколько сот лет, как это было во времена Иова, и каждый женатый мужчина имеет всего одну жену, а не семьсот, как Соломон. Эти обстоятельства необходимо учитывать, говоря о размере семьи христианина.

Вообще Ветхий Завет говорит о многих заповедях и благо­словениях, которые к нам не имеют такого прямого отношения, как к ветхозаветным людям. Многое сегодня мы принимаем в духовном смысле или не принимаем вообще. Например, Божьи обетования по­могать выигрывать сражения и уничтожать врагов, заповедь об обрезании, о приношении жертв, об отношении к рабам и рабыням, к нелюбимым женам и так далее. Входит ли заповедь, данная Адаму и Еве о размножении и наполнении земли, в разряд уже исполненных? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Новому Завету. Ведь если Божья заповедь о размно­жении, данная Адаму и Еве, имеет решающее значение для нас, то мы должны уделять ей и должное внимание.

Посмотрим, что пишет апостол Павел (который, между прочим, никогда не говорит, были ли у него дети по плоти, но не раз говорит о своих духовных детях): «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа... Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я... Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Жена... блаженнее, если останется так. по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7). Как видим, Павел вообще ничего не говорит о плот­ском размножении, когда ведет речь о браке. Но, может быть, он здесь просто не упоминает о размножении? Нет, апостол Павел (и другие апостолы) вообще нигде не говорит об этом. Если бы размножение было одной из пер­востепенных задач христианина, в Библии были бы конкретные ука­зания на этот счет. Более того. Павел, как бы входя в противоречие с Божьим повелением о раз­множении, данным первым людям, поселенным Богом на Земле, говорит, что семейная жизнь от­влекает человека от служения Богу, от угождения Ему. Возможно, повеление о размножении было исполнено на определенном этапе развития человечества, и сегодня основная цель верующего человека - приводить к жизни духовных младенцев, то есть приводить людей ко Христу? Я не настолько фанатичен в этом вопросе, чтобы совершенно исключить другие интерпретации, однако, даже если это повеление Бога остается в силе, оно не исключает плани­рования семьи.

Значат ли советы апостола Павла о безбрачии, что жениться или иметь детей - плохо? Отнюдь нет. Но это не первостепенная задача христианина, так как рож­дение детей само по себе абсо­лютно никакого отношения к спа­сению не имеет.

В связи с этим необходимо поговорить о том, что имел в виду апостол Павел, когда писал Ти­мофею о женах: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Как же так? Если спасение женщин происходит через деторождение при условии, что они пребывают в вере, любви и святости, почему им лучше оставаться незамужними? Может быть, между спасением и деторождением все-таки сущест­вует определенная связь?

Разобраться в этом непростом вопросе нам помогут другие пе­реводы Священного Писания. Мы приведем четыре версии англий­ского перевода этого отрывка: King James, Rewised Standart, New Englich Bible, New Translation. Все они даны в дословном переводе на русский.

  • «Тем не менее она будет спа­сена в деторождении, если они будут продолжать в вере и любви, и святости, с трезвостью».

  • «Впрочем, женщина будет спа­сена через деторождение (или через рождение ребенка), если она будет продолжать в вере и любви, и святости, со скром­ностью»

  • «Впрочем, она будет спасена через материнство (или через рождение Ребенка) - если только женщины будут продолжать в вере, любви и святости, с трезвым разумом (или если только муж и жена будут продолжать в обоюдной вере...)».

  • «Но она будет сохранена в деторождении, если они будут продолжать в вере и любви, и святости, с благоразумием».

Как видим, существует два возможных толкования на этот счет: либо женщины (как и муж­чины) спасутся через рождение Ребенка, то есть Иисуса Христа, либо жизнь женщины будет со­хранена при родах, если она (или она и ее супруг) будет жить в вере, любви, святости и с благора­зумием. Ни В ТОМ, ни в другом случае не идет речь о взаимосвязи спасения и деторождения, что согласуется со всем Новым За­ветом.

Интересно заметить, что апос­тол, говоря о деторождении, при­зывает супругов иметь веру, до­верие к Богу, то есть прежде всего полагаться в этом вопросе на Его волю. И не только это. Необходимо также иметь любовь друг ко другу (любящий муж должен думать о жене, ее желаниях и здоровье), целомудрие (благоразумие, трез­вый разум, трезвость - в других переводах). То есть в этом вопросе нужно использовать и данный Богом разум, как и при управлении машиной или при проповедовании, а не только надеяться, что Бог совершит все Сам так. как Ему угодно.

Женщина, так же. как и муж­чина. должна в первую очередь за­ботиться не о количестве рож­даемых ею детей, а о том, чтобы иметь как можно больше духовных детей, будь то ее плотские дети или посторонние люди. Следует отметить, что подавляющее боль­шинство детей верующих ро­дителей рано или поздно ста­новятся христианами. Несомненно, что родители, воспитавшие много детей, ставших христианами, при­несут огромную пользу для Царства Божьего. Это не всем удается, но успешно осуществляется хри­стианами, обладающими верой, необходимой для воспитания многодетной семьи.

Нигде в Писании не сказано, что одна женщина имела 10-12 детей, по крайней мере, за такой короткий срок, за который многие современные христианки их име­ют. Бог не требует, чтобы ве­рующие женщины рождали каждый год.

МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПЛАНИРОВАНИЕМ СЕМЬИ?

Для христиан этот вопрос явля­ется одним из сложных, так как Священное Писание не говорит об этом. Практика показывает, что подавляющее большинство ве­рующих практикует планирование семьи в той или иной форме. Ученые медики утверждают, что здоровая женщина способна ро­дить до двадцати детей, если супруги совершенно не практикуют планирования семьи.

Хотя Писание конкретно не освещает этого вопроса, но не­которые указания в Библии помогут сделать правильные выводы на этот счет.

Апостол Павел позволяет мужу и жене воздерживаться от интим­ной жизни для поста и молитвы: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоз­держанием вашим, Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7:5.6). Апостол Павел не ведет здесь речь о планировании семьи, но из этого высказывания мы можем сделать три важных вывода, касающихся нашей темы:

  • воздержание от интимной жизни не является грехом:

  • интимная жизнь не сводится только к деторождению, а и пред­упреждает искушение, в частности, помогает воздерживаться от блуда;

  • апостол не вмешивается в интимную жизнь супругов, он дает лишь совет.

Как видим, апостол Павел опа­сается только того, чтобы человек не согрешил, то есть не пре­любодействовал. Он не решается даже советовать, сколько детей нужно иметь христианам. А каким образом можно предохраняться - это уже другой вопрос, причем спорный.

Коротко отметим, какие цели Бог предусмотрел в супружестве: общение между мужем и женой, так как «нехорошо быть человеку одному»; интимные взаимоотношения между супругами; размножение, то есть рож­дение детей; создание домашней церкви;

Следует учесть, что человек должен находить время и для личного общения с Богом, и для труда в церкви, и для проповеди Евангелия неверующим, и наряду с этим обеспечивать семью фи­нансово и заботиться о домашних делах. То есть, человек должен стараться так планировать свою жизнь, чтобы не страдала ни одна из сторон его жизни: ни духовная, ни душевная (психологическая), ни плотская, ни материальная. При этом, конечно, духовной стороне жизни необходимо уделять перво­степенное внимание. Библия, од­нако, осуждает поведение че­ловека, который стремится со­вершить что-то в духовной области, пренебрегая своими обязаннос­тями в других сферах жизни.

Муж и жена должны находить время для общения. К сожалению, часто получается так, что, вынуж­денные иметь много детей., ни муж, ни жена не могут найти времени для того, чтобы поговорить друг с другом, утешить и поддержать друг друга, вместе помолиться, вместе отдохнуть. Между тем, общение между супругами - одна из важ­нейших областей семейной жизни. Бог для того и сотворил Адаму жену, чтобы они имели общение Отсутствие близкого общения между супругами приводит к ссо­рам, непониманию и в конечном счете к разрушению основы семьи - любви.

Интимные взаимоотношения между супругами тесно связаны с эмоциональным удовлетворением, особенно для женщины. Муж дол­жен быть внимателен, нежен, должен высказывать свою любовь словами и так далее. Все это очень трудно делать, если на мужчине лежит забота о многодетной семье, особенно если супруги не желали иметь много детей.


Размножение, несомненно, так­же одна из функций семьи. Из­вестно, что для того, чтобы на­селение не увеличилось и не уменьшалось, в каждой семье должно быть больше двух, но меньше трех детей, то есть одна из двух семей должна иметь два. другая - три ребенка. Если брать отдельную семью, то три ребенка это уже размножение. Так что если вы считаете необходимым исполнить заповедь о размно­жении, вы можете исполнить ее, имея троих детей.

Создание домашней церкви - одна из важнейших функций семьи. И муж, и жена должны находить время для духовного воспитания детей. Необходимо вместе молиться, читать Библию, рассказывать детям о Боге, уметь отвечать на их вопросы и так далее. Мало просто приучать детей ста­новиться на колени во время молитвы или молиться вслух. Это хорошо, но нужно также вникать в сомнения ребенка, уметь смотреть на мир его глазами, уметь пра­вильно поделиться опытом, уметь вместе помолчать, размышляя о том или другом вопросе. Такие беседы, конечно, не могут и не должны вестись каждый день, но необходимо поддерживать эти близкие взаимоотношения между родителями и детьми, а это, ко­нечно же, требует немало времени, моральных и духовных сил. К тому же члены домашней церкви должны расти также и хорошими, обра­зованными, воспитанными людьми. Нужно уделять много времени не только духовному, но и общему воспитанию ребенка, что нелегко сделать и тогда, когда в семье всего лишь двое, трое или четверо детей.

Итак, для того, чтобы иметь хорошую христианскую семью, необходимо иметь возможность выполнить все вышеперечислен­ные задачи, которые Бог поставил перед супругами. (Я не привожу места Писания в подтверждение этих истин, так как считаю, что каждый христианин согласен с тем, что в-се они содержатся в Слове Божьем). Выполняем ли мы эти задачи? Стремимся ли к их выпол­нению? Или из страха нарушить одно повеление о размножении забываем обо всех остальных?

Как вы думаете, почему Бог не осветил этот вопрос более под­робно и не дал более четких указаний на этот счет? Да потому что мы все разные. Одни желают и способны воспитывать большие семьи, другие - нет. Вот поэтому Бог в Библии и не говорит, сколько детей должны иметь христиане. Вопрос этот очень важен, и его нужно решать мужу и жене вдвоем, ища в молитве Божью волю отно­сительно своей семьи.

Я не хочу, чтобы после про­чтения моей статьи кто-то, боясь трудностей, будет избегать рож­дения детей, не ища при этом Божьей воли. Ответственность за вашу семью, за ваших детей или за отсутствие детей остается на вас. Поэтому ищите конкретных ответов на эти конкретные вопросы у Господа.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что воспитание большой христианской семьи - дело огромной важности. Люди, воспитывающие большие семьи и видящие в этом Божье призвание, достойны всякого одо­брения и поддержки. Ведь дети, родившиеся в христианских семьях, обладают огромным преимущест­вом: им с детства говорят о существовании Бога, о любви Иисуса Христа, о цели их жизни на Земле. Эти дети любимы, окруже­ны заботой и в моральном отно­шении хорошо воспитаны. Если муж и жена видят в этом часть своего труда для Господа, они принесут много плода.

Если же родители не желают иметь много детей и. боясь на­рушить Божью волю, будут каким- либо образом избегать зачатия, им следует шире взглянуть на то, что является Божьей нолей для их семьи. Библия говорит, что ро­дители должны любить своих детей, должны правильно вос­питывать их, должны любить друг друга, должны заботиться о мате­риальном благосостоянии семьи. Это те вопросы, которые Библия затрагивает конкретно. И именно эти повеления Божьи необходимо стараться исполнить в первую очередь.

В заключение несколько слов об абортах, «естественных» и искусственных. И те и другие являются не чем иным, как убий­ством. Даже если женщина не знает, беременна ли она, но предполагает беременность, и делает что-либо в надежде пре­рвать беременность, это все равно преднамеренное убийство, иначе зачем что-то предпринимать? Нуж­но иметь ясное и четкое понима­ние, что мы делаем, стараясь избавиться от уже существующего ребенка. Гораздо мудрее не до­пустить возникновения жизни, чем уничтожить ее. Если кто-то из вас совершил это преступление перед Богом и вас мучает совесть, покайтесь в этом грехе вместе с супругом, и Господь простит вас. Он залечит ваши сердечные раны и поможет справиться с эмоци­ональными проблемами, которые являются следствием такого по­ступка.

Итак, необходимо помнить, что Бог ставит перед семейными людьми на одну, а несколько важных задач. Мы должны их все выполнить.

Библия не запрещает воздер­жания и ничего не говорит о других способах предотвращения бере­менности так же, как а количестве детей в семье. Бог оставляет эти вопросы решить самим супругам, но они должны решать их в совете с Ним.

Утверждение, что христиане обязаны иметь много детей, не является библейским, оно просто возлагает «неудобоносимые бремена», как назвал бы их Христос, на людей, которые искренне стре­мятся жить по Слову Божьему. Нам необходимо возвратиться к чистой библейской истине и ориенти­роваться в жизни только на Свя­щенное Писание, а не на человеческие домыслы, порожденные незнанием Слова Божьего и стра­хом, который не от Бога.

Руди Винс работает радио­миссионером в FEBC в течение десяти лет. Руди и его жена Анна воспитывают четверых детей.


Оригинал