Бапсомол шагает впереди

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.

«В настоящее время в СССР существуют: бапсомол, христомол, трезвомол. Всего юношескими кружками охвачено 1 700 000 человек. Организация рабоче-крестьянской молодежи – Ленинский комсомол напрягает все силы к тому, чтобы не отдать ни одного члена своей классовой семьи чуждой и враждебной идеологии» – так марксистский историк-идеолог Александр Клибанов выражал озабоченность умножением рядов юных протестантов в брошюре «Классовое лицо современного сектантства», изданной в 1928 году.

Оттепель

Зачатки организованного молодежного движения среди протестантских общин начали интенсивно формироваться после законодательных реформ 1905–1906 годов, которые существенно расширили права и свободы христиан, не принадлежащих к господствующей Церкви. Руководство каждой общины считало своим долгом образовать молодежный кружок с избранным председателем и конкретным уставом.

В апреле 1908 года в Москве был созван Первый всероссийский съезд представителей баптистских и других, родственных по вере, юношеских кружков. Тогда же произошло объединение верующей молодежи в союз. В основу программы новообразованного сообщества на начальном этапе были положены три основные цели: совместное изучение Библии, овладение научными познаниями, взаимная поддержка и материальная помощь нуждающимся. Руководители союза рекомендовали создавать при общинах библиотеки с набором не только богословской литературы, но и книг по естественным и гуманитарным наукам.

«Молодой виноградник», «Друг молодежи» – эти новые периодические издания и многочисленные материалы в специальных рубриках журнала «Баптист» предназначались для духовного воспитания юношества. «Итак, молодежь, Библия зовет нас к знанию, а в наше время, чтобы сразиться с неверием, как раз и необходимо знание», – утверждали баптистские проповедники.

Принцип богоотрицания и богоборчества, заложенный в идеях материализма, нигилизма и позитивизма, заявил о себе с особой силой в большевизме. Пришедшая к власти партия большевиков вкупе с комсомолом очень ревниво относилась к религиозному мировоззрению и его активным носителям. Несмотря на то что официально ленинский декрет провозгласил свободу совести, в отдельных местах наиболее фанатичные большевики и комсомольцы нарушали ход богослужений в храмах, срывали духовные собрания баптистов в молитвенных домах.

Лидер российских протестантов Иван Проханов в мае 1921 года организовал в Твери Всероссийский молодежный съезд. На второй день его работы здание, где собиралась протестантская молодежь, было оцеплено солдатами, милиционерами и сотрудниками ЧК. Один из чекистов, направляя дуло пистолета в лицо Проханову, заявил: «Вы все направляетесь в тюрьму». Местная Губчека на основании непроверенных доносов заподозрила в затее молодежного христианского слета контрреволюционную акцию.

Заключение, правда, продолжалось недолго. После допросов и разбирательств основная часть юных арестантов была отпущена через три недели, а двенадцать человек вместе с Прохановым держали в лагере принудительных работ еще около трех месяцев. Условия содержания были довольно сносными. Тюремное начальство дозволяло верующим утром и вечером совершать богослужения. А сам Проханов, кроме того, мог читать лекции по богословию, писать стихи для молодежных христианских песен, которые впоследствии вошли в богослужебный сборник.

Недолгое пребывание за тюремными стенами и щадящий режим стали возможны главным образом благодаря тому, что это дело получило широкую международную огласку. Ходатайства об узниках поступали от их зарубежных единоверцев на имя Ленина и в консульские отделы РСФСР европейских стран.

В том же году произошел неприятный инцидент в Казани. Местные власти запретили молитвенные собрания. Проханов по свежим следам направил телеграмму Ленину. Глава Совнаркома через Владимира Бонч-Бруевича приказал комиссару внутренних дел разобраться и не чинить препятствий верующим.

Ради признания на Западе советская власть на заре своего существования вынуждена была дать разрешение баптистам на установление контактов с зарубежными единоверцами. Представители российского баптизма взялись за составление проекта образования Всемирного союза баптистской молодежи. Молодежные активисты предлагали на первых порах провести учредительную конференцию в рамках грядущего в 1923 году Всемирного конгресса баптистов.

На конгрессе в Стокгольме делегация российской баптистской молодежи оказалась в центре внимания. По инициативе молодежных лидеров из России был создан Всемирный баптистский молодежный союз. В исполнительный комитет вошел известный баптистский проповедник Михаил Тимошенко.

Исполненная решимости противостоять наступающей атеистической идеологии, баптистская молодежь проявляла изрядную изобретательность. Молодежные объединения делились на группы с разнообразной специализацией: увещательные, больничные, пригласительные, литературные, хозяйственные. Верующие молодые люди шли в пивные, отыскивали падших женщин, уговаривая их оставить порочный образ жизни, кормили голодных бродяг, распространяли в изобилии христианскую литературу. В молитвенных домах и клубах молодежь ставила спектакли на религиозные темы, проводила праздники хоров, устраивала выступления оркестров, литературно-музыкальные концерты. «Сектанты поголовно обучают своих детей грамоте, пению, музыке. И обучают не как-нибудь, а серьезно, по-настоящему. Занятия ведутся планомерно, под руководством опытных дирижеров. Специалисты, часто окончившие гамбургские и вашингтонские школы или же прошедшие московские или ленинградские курсы, обучают молодежь теории и практике певческого искусства. Обучение поставлено педагогически вполне научно и идет по строгой программе. Хористы в полугодовые сроки прорабатывают не менее 50 гимнов», – информировал комсомольский актив о состоянии дел в протестантских общинах Клибанов.

Всплеск молодежной духовно-просветительской работы приносил свои плоды. Наблюдался довольно заметный рост религиозных молодежных групп, кружков и объединений. Например, в Ленинграде только на Васильевском острове кружок бапсомольской молодежи в 1923 году насчитывал 38 человек, а в 1926 году – более 400. В Мелитопольском районе к середине 1920-х годов бапсомол охватил 90% всей молодежи, а в Самарской губернии 50% молодежи оказалось в рядах бапсомольцев.

Возросшая активность и численность бапсомола носила повсеместный характер. Историк Андрей Савин в работе «Советское государство и евангельские Церкви Сибири» приводит сводки Сибирского отделения РКСМ, где указывалось, что на исходе 1922 года в Омской губернии имелось 28 кружков баптистской молодежи, общее количество их членов насчитывало 897 человек. По замечанию Сиббюро ЦК РКСМ, это число составляло около половины членов комсомольского союза в губернии.

Солидный размах приобрела деятельность баптистов среди детей и молодежи в Дальневосточном регионе. В 1922 году Благовещенская воскресная школа баптистов набирала до 300 детей разных возрастов. На базе этой школы регулярно устраивали духовно-просветительские и благотворительные акции баптистские молодежные организации. Тамошние молодые баптисты издавали журнал «Голос христианской молодежи». По сообщению этого издания, в 1922 году в баптистских общинах Дальнего Востока 209 учителей проводили занятия в 38 воскресных школах, охватывая 1770 учеников. А в юношеских кружках было задействовано более 700 членов.

После молодежного съезда в 1921 году активисты баптистского движения во главе с Иваном Прохановым оказались в лагере принудительного труда.

Фото из архива автора

Конкуренция

Идеологи большевистской партии и комсомола были не на шутку встревожены не только динамикой развития баптистских молодежных организаций, но и тем, что в некоторых местах ячейки бапсомола пополняли бывшие активные комсомольцы. Ленинградский активист из Союза воинствующих безбожников Элишевич писал: «Церковные организации, сектантские общины тянутся своими щупальцами к молодежи. Переходят к сектантам не только рядовые, но и активные члены комсомола. Комсомольцы Елабужского района сразу всей ячейкой вступили в евангелистскую общину».

На II съезде воинствующих безбожников в 1929 году было оглашено сообщение о переходе молодежи из бапсомола в комсомол в Алтайском крае: «Баптисты устраивают регулярные собрания с докладами, всячески привлекая молодежь. Значение докладов большое, они сказались на молодежи Ново-Колеанскова, где постепенно из 32 членов комсомольской ячейки осталось только 12 человек. Собрания сектантов художественно оформляются. Молитвенные дома красиво убираются. Во время собрания устраиваются чаепития, а после концерта приглашаются артисты, поются «Гибель Титаника», «Смерть акробата», «Кирпичики», в которые вкладывается религиозно-мистическое содержание».

Причину исхода молодежи из комсомола в баптизм один из авторов меньшевистского журнала «Социалистический вестник» видел в следующем: «На комсомольских собраниях «жуткая пустота», а в религиозные организации рабочая и крестьянская молодежь шла лавиной, они испытывали не кризис интереса со стороны молодежи, а «кризис помещений».

Примечателен факт, что среди тех, кто состоял в комсомоле, не все изначально были абсолютными атеистами, как это предписывал комсомольский устав. Методический совет тамбовского окружного отдела народного образования в 1928 году провел анонимное анкетирование 1776 старшеклассников с целью выявления их отношения к религии. Более 23% назвали себя верующими, среди которых оказалось немало комсомольцев и пионеров. «Хотя я и пионер, но все-таки сомневаюсь, что нет Бога, потому что даже ученые не знают, есть Бог или нет», – ответил 14-летний мальчик. «Когда я нахожусь в некотором философском заблуждении, то заключаю, что в природе что-то есть. Все же человек находится под влиянием какой-то силы», – написал 19-летний комсомолец. Ответы подобного рода вызвали у организаторов опроса особые беспокойства: «Указания на высшую силу, указания на то, что православная церковь исказила учение о боге – все это очень опасное для нас настроение. Сектантство найдет в них хорошую базу для работы» (орфография оригинала сохранена. – «НГР»).

Политика партии большевиков, направленная на всеобщее окомсомоливание и поголовную атеизацию молодежи, время от времени давала сбои. Партийным и комсомольским идеологам мешал активный бапсомол и другие религиозные организации. Бюро ЦК РКСМ еще в 1922 году рассылало в местные комитеты и органы власти специальные директивы для принятия мер по ограничению деятельности религиозных молодежных организаций. ЦК РКСМ настаивал на обязательной регистрации христианских кружков в органах ОГПУ, на недопущении укрупнения объединений верующей молодежи, на запрете молодежи до 18 лет вступать в религиозные общины, на существенном повышении арендной платы за помещения, где верующие проводят свои собрания, запрещении денежных сборов, проведении платных духовных концертов. ЦК комсомола призывал повсеместно организовывать антирелигиозные диспуты, лекции. От имени РКСМ в ЦК ВКП(б) шли письма с просьбой поручить Бонч-Бруевичу и Степанову издание книг и брошюр антирелигиозного содержания.

На помощь комсомолу устремился Союз воинствующих безбожников. Эта организация поставляла на антирелигиозный фронт газету «Безбожник» в огромном количестве экземпляров, тексты антирелигиозных докладов и лекций, выдвигала предложения по закрытию под разными предлогами храмов и молитвенных домов, давала рекомендации по проведению в массах населения «Комсомольского рождества» и «Комсомольской пасхи». По российским селам и деревням колесили комсомольские агитбригады со штатом лекторов-антирелигиозников. Те населенные пункты, где проблески религиозности были подавлены, активисты Союза безбожников предлагали громко именовать «безбожными».

На всероссийских съездах РКСМ так или иначе затрагивались проблемы борьбы с религией, с ростом религиозных молодежных организаций. В 1922 году на V съезде РКСМ Николай Бухарин отмечал, что «новые ценности, пришедшие на смену старым религиозно-моральным постулатам, выкристаллизовывались медленно, с большим трудом». Бухарин сетовал на отрицательное влияние «буржуазных норм нэпа, которые вели комсомольцев к идейной деморализации». «Все это создавало благоприятные условия для успеха евангельской проповеди в молодежной среде, проводившейся религиозными общинами под лозунгами «Иди к нам» и «Не ходи в развратный комсомол», – констатировал партийный лидер.

Через шесть лет, в 1928 году, на VIII съезде организации, переименованной к тому времени в ВЛКСМ, в докладе «О текущих задачах комсомола» Бухарин открыто объявил, что «в СССР существует целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в своих рядах столько же молодежи, сколько комсомол. Всего сектантов в СССР около шести миллионов. Молодежь составляет около четверти всего количества сектантов. В нашей стране, следовательно, существует полуторамиллионная организация молодежи».

Репрессии

Бухарин не был сторонником репрессивной политики по отношению к верующим. Однако большинство партийных и комсомольских вождей во главе со Сталиным сочли, что идеологические методы борьбы по подавлению религиозных настроений малоэффективны, и решили к концу 20-х годов взять курс на усиление административных мер. За год до VIII съезда ВЛКСМ, в апреле 1927 года, вышло постановление ВКП(б) «О сектантстве», в котором обращалось внимание на «рост сектантства за время революции и его стремление в некоторых случаях противопоставить партийным и советским органам свои сектантские, например: союзы молодежи, кооперативы и т.п.». В целях ограничения влияния религиозных общин на население партийный циркуляр предписывал исполнительным органам власти на местах принимать меры «о недопустимости на религиозных собраниях и съездах обсуждения и решения вопросов, не имеющих отношения к религии и религиозному культу (экономических, политических и культурно-просветительских)». В соответствии с партдирективой местные власти должны препятствовать верующим в «организации специальных религиозных детских, юношеских и женских кружков».

Известный закон «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, изобилующий запретительными статьями, явился, как видно, не в одночасье, почву для него вожди большевиков и комсомола готовили загодя.

Беспощадные репрессии 30-х годов тоже были основательно подготовлены. «Мы должны повести решительную борьбу с сектантством за нашу молодежь, за детей, – призывал в 1928 году Клибанов. – Для этого надо сорвать внешне привлекательную сектантскую маску и разоблачать беспощадно и до конца контрреволюционную сущность сектантства»».

Таким образом, к началу провозглашения в стране «пятилетки безбожия» советская пропагандистская машина и спецслужбы представляли верующих уже не как идейных противников философии материализма-марксизма, а как заклятых врагов народа и саботажников социалистического строительства. Христианские молодежные кружки, если таковые где-то еще сохранились, прямо именовались «контрреволюционными организациями» и подлежали ликвидации. Ну а Ленинский комсомол на долгие годы превратился в единственный оплот «передовой советской молодежи».

Михаил Тимошенко – один из лидеров и организаторов баптистской молодежи.

1923 год.

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.