Страсть или жажда?
Можно ли, и стоит ли, называть «жажду души по Богу» «страстью по Богу»? Попробуем вместе разобраться?
В повседневной жизни слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. То есть страсть в данном случае НЕ долговременная ЛЮБОВЬ, основанная на посвящении, а короткоживущее, быстро преходящее чувство физиологической влюблённости. Расширяя значение, страстью можно назвать любое сильное чувство человека, доминирующее над другими чувствами, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы, или даже идеи. Иногда слово «страсть» также используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть как обозначение всех эмоциональных психологических процессов.
Человек был создан для соединения со своим Творцом, дающим высшее духовное блаженство и удовлетворение через насыщение души вечными духовными ценностями. Поэтому в восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные стремления души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога. То есть страсть рассматривается как ошибочное, искажённое грехом проявления чувств и увлечение земными наслаждениями. Например, деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).
Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).
В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».
Поэтому называть «жажду души по Богу» «страстью по Богу» - наверно не всегда корректно. Наша жажда по Богу, это не временный и быстро проходящий эмоциональный порыв чувств. Наша жажда по Богу - это долгосрочное состояние души, как соединения со своим Творцом. Такое состояние основано на посвящении, а значит кроме чувств, в этом задействованы воля и разум.
Выражение «Страсть по Богу» пришло к нам из протестантского западного лексикона, богословие которого является наследником латинского (католического) богословия. Живя в православной стране с менталитетом восточно-византийского богословия, мы должны быть вдвойне аккуратны, употребляя в свой речи такое далеко неоднозначное выражение. «Жажда по Богу», «Любовь к Богу», «Стремление к Богу» - звучат и принимаются более безопаснее, чем «Страсть по Богу».