О личном, культурный шок.

Друзья, РЕЛИГИОЗНОЕ СЕКТАНТСТВО, очень сложная для меня тема. Потому что менее всего я хочу обидеть тех, кто мне близок, и дорог. Кого вместе со мной бесчестно и нагло «прессовали», унижали и обзывали «сектантами», как во времена СССР, так и в современной «дремучей России». Потому ЯСНО поясню о чем идет речь, хотя не люблю говорить на весь мир о сугубо личном.

Я протестант в четвертом поколении, потому очень хорошо знаю, что такое репрессии за непокорность власти и несогласие с «обществом». В конце 90х переехав на Запад, я ИСПЫТАЛ ДВОЙНОЙ ШОК – с одной стороны наши протестанты из разных мест, с другой стороны – западный протестантизм.

Шок от восточных протестантов был в том, что оказалось люди из разных мест, братств и деноминаций имеют очень одинаковые взгляды по отношению к культуре и политике, и это отношение было крайне отрицательным, с огромными сектантскими перегибами – «не вкушай, не одевай, не прикасайся». То есть проблемы местности где я «учился вере» – были общими, постсоветскими.

Лично я, после всех унижений от общества за свои религиозные и политические убеждения, ехал на Запад не «за колбасой», а за мечтой детства о свободе, равенстве и профессионализме, включая и в церкви. Но в славянских церквях на то время царила отсебятина, сектантство и преследование всех «инакомыслящих», включая и «любителей американского». Такие законнические церкви наших «совковых евангеликов» растили «банды-команды» из детей «верующих», но не хотели видеть своих проблем, виня во всем «развратную Америку». При этом не забывая ухватить все что «плохо лежало» - социальные пособия, жилье, медицину, всевозможные программы помощи для малоимущих. Делали это «верующие» как привыкли в СССР, со всеми правдами и кривдами.

Шок от западных протестантов был в том, что они от нас иммигрантов-протестантов отличались как «небо от земли». Я ехал к «братьям и сестрам по вере», а оказался рядом с «инопланетянами». Это проявлялось во всем – как они верят и во что, как живут и работают, как относятся к политике и культуре, какую одежду носят и где, какие поют песни, как и с кем проводят свободное время.

В общем, как и всем в первом поколении иммиграции, было ОЧЕНЬ НЕЛЕГКО, даже с минимальной ассимиляцией в абсолютно другой западный мир. Американцев я НЕ ПОНИМАЛ! Не только «чужой язык», но моя вера, даже перекошенная и запутанная, была для меня – понятнее, и потому - БЛИЖЕ и РОДНЕЕ. В этих убеждениях личных ценностей я и воспитывал детей, пока они не выросли и не стали задавать те же вопросы, что я и сам задавал всю свою жизнь. Но если мне не на что было опереться в спорах о вере с родителями и единоверцами, то мои дети опирались на ЗАПАДНЫЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ их новой культуры, где они росли и с детства познавали свободный и разнообразный мир, хотя и были активными членами среднестатической славянской церкви.

Из-за внутреннего отчаяния от бессмысленности того, чему я был научен и что всю жизнь видел в церкви, Бог помог мне взять дерзкую смелость и пересмотреть базовые основы «нашей веры». Бог помог начать заново искать ответы на вопросы о смысле веры во всех ее противоречиях. Тем самым не сломать хрупкую, но искрению веру собственных детей, уже через мое «грубое религиозное колено», как это делали с нашей верой во времена СССР.

Хорошо зная теоритические основы христианской веры, заново исследуя Писание и тщательно сверяя с тем, чему я был научен, слушая свое сердце и говоря с Богом, я постепенно «прозрел», и наконец-таки понял, что такое настоящая «христианская вера» не только в «красивой книжной теории», но и на практике.

Так я понял, что МЫ ПОХОЖИ НА БОГА НИГДЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ В ЕГО МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ – разуме, творчестве, свободе, честности, поиске, достоинстве, чести, мужестве, заботе о ближних, терпении, сострадании, защите - всестороннем моральном развитии как духовном росте нашей души.

Так я понял, что Богу дорого не «общество с серыми никчёмностями религиозной семейки», а конкретная душа человека, начиная с моей собственной. БОГУ-ЛИЧНОСТИ не нужны СЕКТО-РОБОТЫ ! БОГУ-ЛИЧНОСТИ нужны СОРАБОТНИКИ в заботе о Его Творении - свободные, творческие и зрелые - ЛИЧНОСТИ.

Люди и общества, кто под любыми предлогами убивает развитие личности в дарованной Богом свободе и ответственности за подаренную жизнь, окружение и творение – ВРАГИ БОГА, к какой бы религии, политике и нации они не принадлежали. Исследуя Евангелие заново, я увидел что Иисус Христос всегда был на стороне души. Это открытие исцелило и мое сердце. Это был ответ на все мои вопросы. Я понял - как духовно расти, и как помочь в этом другим.

Все к чему я с большим трудом пришел сам через переосмысление своего сердца, основ Евангелия и практик духовного роста, оказалось уже давно существует у «западных протестантов», при чем на всех уровнях, включая рабочие и культурные. Это было шоком, но стало поддержкой. Это стало моей миссией – рассказать другим, в чем с трудом разобрался сам. Я искал, изучал, создавал и распростронял массу медиа ресурсов на важные темы в практике веры. Я верил что это изменит многих, как изменило меня самого. И только со временем я понял – что Евангелие в нашем обществе, очень мало кому нужно. Я не говорю о мире, я не говорю о православии, я говорю о братьях – восточных протестантах.

Потому это моя больная тема – я знаю то лекарство, которое нужно нашему больному тоталитаризмом и сектантством обществу, но я понимаю, что в этом лекарстве «больные видят только яд». Я знаю, что главное для Бога, это ранимая и нежная человеческая душа. Я знаю, что «системы с кнутами репрессий и пряниками манипуляций» - это враги Бога. В таких системах, ценная и важная для Бога ЛИЧНОСТЬ, стоит на последнем месте, если вообще где нибудь стоит.

Все что я могу сделать в такой ситуации, это рассказать о том, в чем разобрался сам: о развитии продуктивной и творческой личности человека для Славы своего Творца. Об ответственном человеке, который заботится о своем социальном окружении и всем земном творении. О «человеке Тела Христова» - который в Теле Христа делает свое, а не чужое дело. Служа другим, развивает личные моральные качества. Восполняя нужды других - покрывает собственные.

Могу рассказать, расскажу, и давно рассказываю через многие ресурсы. Оставляя Богу все остальное. Ведь если «рабы должны умереть в пустыне» – значит так и должно быть. Мы в нашем времени - временные, и это - хорошо.

ХРИСТИАНСКОЕ СЕКТАНТСТВО, очень сложная для меня тема. Проще смолчать, чтобы никого не обидеть и не подставить. Но наверно лучше потерять друзей и репутацию, чем утаить то, что спасло мою веру от внутреннего разочарования, что подарило смысл, научило жить, изменило характер и приблизило к Богу.

Мой критический анализ системных вопросов, в первую очередь обо мне самом. Все, в чем я критикую систему, прошло через мое сердце. Потому что во всем этом в первую очередь я критиковал и исправлял себя, как часть общей системы мышления пост-советских протестантов. Во многом - это не наша вина. Религиозное наследия СССР - это мышление тоталитаризма и волюнтаризма. Но это не дает нам права и дальше продолжать враждовать против Бога в Его заботе о человеческом сердце, особенно когда оно - ранено жестким законничеством.

Кто-то должен ясно сказать, что преступления против свободы и развития личности, совершенные государством от имени народа и в церкви от имени Бога, К БОГУ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ. «Дети тоталитаризма» умеют ранить и убивать, но не имеют моральной чести признавать свои ошибки, открыто каяться, и тем лечить тех, кого ранили. Эти люди не герои веры, а откровенные лицемеры и трусы, потому что бесконтрольная власть всегда разрушает совесть. Думаю именно поэтому об ошибках прошлого, убивших настоящее и укравших будущее у восточных протестантов – с кафедры в церкви не говорят. В тоталитарных системах все сложно, потому что такие системы меняют генетику человеческой души.

© Andrey MJ Октябрь 2021