О добре с кулаками
Петр Добросельский
Размышления на темы «Деспот невозможен, если нет пресмыкающихся», «Грех лицеприятия, лицемерия, лести и лжи»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема борьбы со злом и выбора методов этой борьбы всегда актуальна. Ибо, - по словам апостола Павла, - весь мир лежит во зле (1Ин. 5: 19).
В своё время книга И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой», посвященная данной теме, вызвала жесткую и обширную полемику в обществе. В настоящее время актуальность этой темы только увеличилась. В предлагаемой статье, - с точки зрения философии, богословия, нравственности и морали, - сделана попытка обзора и анализа различных мнений по вопросам сопротивления злу. Вместе с этим, поскольку понимание зла, его источников и методов борьбы с ним - различно, то и сама тема является дискуссионно-полемической, нуждающейся в дальнейшей проработке.
§1. Русский философ и публицист И. А. Ильин пишет, что «уклонение от энергичного, определенно порицающего поступка, может быть равносильно попущению, потаканию, соучастию... деспот невозможен, если нет пресмыкающихся; «все позволено» только там, где люди друг другу все позволили» (1: 56). При этом если человек не противится неправедному поступку, то он также является виновным. Ведь грех - это неугодный Богу поступок, под которым понимается не только определенное действие, но и отсутствие должного действия. В Священном Писании ясно сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33: 15, 36: 27) и «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5: 20). Действительно, ведь если злу не противиться, то оно будет разрастаться и распространяться. Ведь «для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди сидели сложа руки» (английский политический деятель и публицист Эдмунд Бёрк).
Аналогичная мысль приведена и в эпиграфе к роману «Заговор равнодушных» польского и советского писателя, поэта и драматурга Бруно Ясенского: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
§2. Свт. Филарет Московский говорит о различных типах врагов и различном отношении к ним: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». И великий святой - прп. Сергий Радонежский - благословлял и вдохновлял Дмитрия Донского на смертный бой с татарами. И святой великомученик Димитрий Солунский благословлял христианина Нестора на смертный поединок с убийцей христиан - гладиатором Лийем. И в Библии находим пример применения силы против неправедности, показанный нам Самим Богочеловеком (Ин. 2: 13-16. См. также Мк. 11: 15-17; Мф. 21: 12, 13). По мнению архиеп. Аверкия (Таушева): «Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви к истине» (2).
Следует отметить, что слова Спасителя: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) - наставляют нас только в отношении насилия, причиняемого нам лично. Также и слова «любите врагов ваших» (Мф. 5: 44; Лк. 6: 35) не относятся к врагам Отечества, веры и наших близких.
Если же насилие причиняется нашим близким - то реакция на это должна быть уже иной! Ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). По мнению И. А. Ильина: «необходимость оборонять родину, веру и святыни ставит человека в положение не воспитателя, а воина» (1: 280).
Вместе с этим, сопротивление злу требует определённого мужества, преодоления страха перед возможными негативными последствиями. Архим. Рафаил (Карелин) пишет, что старец схиигумен Савва (Остапенко) в ответ на вопрос: «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?», ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью... У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем» (цит. по 3).
§3. Невмешательство в проявления зла, - из-за страха последствий или равнодушия, - представляет собой пассивное потакание и соучастие в неправедных делах. Наряду с этим отметим и, весьма распространенные в различных сферах человеческой деятельности, такие виды активного потакания и соучастия в неправедных делах, как лицеприятие (человекоугодничество или человекопоклонство для личной выгоды, включая лесть) и лицемерие (прикрытие своей неискренности и злонамеренности притворной чистосердечностью, добродетелью, доброжелательностью и т. д.), о которых так много говорится в Священном Писании (напр, Лев. 19: 15; Мф. 6: 5, 6: 16).
Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими - превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага - превосходит желание получать от Бога блага небесные; надежда на них - превосходит надежду на Бога и веру в Него. Однако хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа» (Прит. 29: 26). Лицеприятие, лицемерие и лесть, - принося плоды, доставляющие греховные удовольствия, - духовно иссушают человека, направляя его на путь погибели. Ибо, всякая неправда есть грех (1 Ин. 5: 17).
Также отметим, что лицеприятие всегда лицемерно и корыстно. При этом один из самых распространённых его видов - лесть (лицемерное восхваление чего/кого-либо из-за корыстных побуждений), является тройным грехом:
● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве или лжи, изобретателем которых является дьявол, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).
● второй грех льстеца заключается в том, что, прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя, он вводит в соблазн того, кому предназначена лесть. Это, способствуя увеличению самомнения, приводит к появлению грехов тщеславия, гордости, славолюбия и совершению поступков, обусловленных данными грехами. Именно поэтому льстецы и ответственны за неправедные поступки, сделанные под влиянием их лести. Вообще, «низкие царедворцы, готовые все оправдать ради улыбки господина, во все времена представляют главных виновников их преступлений» (4: 173).
● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству (лжи) льстеца, воспринял лесть, как истину, и впал в соблазн.
Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление - лесть, является коварным и серьезным грехом.
§4. Далее рассмотрим в данных темах ряд важных аспектов, характеризующихся тем, что они иногда ложно воспринимаются как нравственное обоснование для невмешательства в неправедные действия, или - непротивления злу силой.
А) Нередко отождествляют понятия «осуждение» и «обличение», или «порицание». Из этого, в свою очередь, делают вывод, что нельзя говорить о плохих действиях человека, поскольку это - осуждение. Однако не следует смешивать приведённые понятия, поскольку они различные. Так, осуждение относится к человеку в целом, поэтому, фактически, мы осуждаем образ Божий в человеке. А обличение (порицание) относится не к человеку в целом, а к его конкретным поступкам. И поскольку обличение - это справедливое указание на неправедность поступков (слов и/или дел) обличаемого, то в собственно обличении - нет греха. Кроме того, Священное Писание не только прямо призывает к обличениям (напр. Лев. 19: 17; Мф. 18: 15; Лк. 17: 3, 4), но и наставляет внимать им и не отвергать их (напр. Прит. 3: 11; Евр. 12: 5; Откр. 3: 19). Да и в «Учении 12-ти апостолов» (Дидахэ) сказано: «Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей» (гл. 2).
Б) Также и лицеприятие иногда может выдаваться или восприниматься как нежелание или боязнь человека обидеть своего ближнего. Однако это тоже различные и противоположные по своим причинам понятия. Лицеприятие - обусловлено исключительно корыстными причинами и является грехом. Нежелание человека обидеть своего ближнего, - наоборот, обусловлено причинами добродетельными, порождающими праведные мысли и поступки. Боязнь человека обидеть ближнего, по сути, представляет собой выполнение одной из основных заповедей Божьих - «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (см., напр., Лев. 19: 18).
В) Также и апостольский призыв к смирению (1 Петр. 5: 5, 6) иногда воспринимается, как призыв к полному самоуничижение. Однако здесь говорится не о самоуничижении, а о подчинении друг другу и смиренномудрии. Иначе говоря, наше повиновение и смирение должны быть мудрыми, поскольку не снимают личной ответственности перед Богом за личную жизнь. Кроме того, пастыри призываются не господствовать, а подавать пример праведной жизни (1 Петр. 5: 3).
Действительно, если личная жизнь пастыря будет соответствовать Божьим заповедям (являющимся духовной оградой, предохраняющей от падения в пропасть греха, и организующей жизнь человека), то такая жизнь станет его воплощенной проповедью, а проповедь, соответствующая такой жизни, - начнёт воплощаться в жизнь паствы! Смирение перед таким пастырем - будет являться мудростью для пасомых, а их мудрость - будет выражаться в смирении перед ним.
Г) И апостольский текст об отношении к властям (1 Петр. 2: 13-16; Рим. 13: 1-5; Тит. 3: 1, 2) также иногда неправильно понимают, как необходимость полного подчинения любой власти. По толкованию свт. Иоанна Златоуста здесь речь идёт не о том, что всякий начальник поставлен от Бога, а о самом существе власти. Это, например, аналогично браку, который, хотя и установлен Самим Богом, однако Он Сам не сочетает каждого вступающего в брак. Ведь вступать в брак могут и с дурными намерениями, что, конечно же, не следует вменять Богу (5. См. толкование на Рим. 13: 1). Свмч. Иреней Лионский говорит, что если правители «будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это и погибнут, потому что праведный суд Божий равно простирается на всех и никого не минует» (6. Книга 5. Гл. 24).
Свт. Феофан Затворник, блж Феодорит, блж. Иероним, прп. Исидор Пилусиот, блж. Фиофилакт Болгарский полагают, что благочестивых правителей поставляет Бог, а нечестивых - Бог попускает в наказание за грехи людские. И если они приказывают что-либо противное Богу, то им нужно не повиноваться и открыто прекословить (5. См. толкования на Рим. 13: 1; Тит. 3: 1; 1 Петр. 2: 13). Аналогичного мнения придерживаются также известный толкователь Библии А. П. Лопухин (5. См. толкование на Тит. 3: 1), философ И. А. Ильин (1: 447-450), проф. Н. Н. Фиолетов (7: 250-261).
Приведём и другие примеры праведного неповиновения неправедной власти. Так Апостолы Пётр и Иоанн в ответ на запрет: «не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4: 18), сказали начальствующим: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4: 19). И продолжали «с великою силою» свидетельствовать «о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян.4: 33). И Савл (будущий первоверховный Апостол Павел), ранее являющийся гонителем христиан (Деян. 9: 1, 2), и имеющий от первосвященника власть вязать всех, призывающих имя Иисуса Христа (Деян. 9: 14), после встречи с Господом (Деян. 9: 3-6), и крещения (Деян. 9: 18), - «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9: 20). При этом св. Апостолы ясно говорили, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29).
Д) Поскольку Бог всемогущ (см., напр., Быт. 17: 1; Пс. 32: 6, 8, 9; Откр. 15: 3) и всеведущ (см. напр. Пс. 138: 16; Мф. 10: 30; Лк. 12: 7), то, следовательно, всё в мире совершается по Его воле! Из этого умозаключения иногда делается вывод, что и неправедную власть, и неправедное богатство нужно принимать со смирением и не противиться им, поскольку - это проявления божественной воли и, следовательно, Богу это угодно.
Однако с данным выводом нельзя согласиться. Ведь с таким же основанием можно сказать, что если всё происходит в соответствии с волей Божьей, тогда и грех - тоже происходит по воле Божьей и угоден Богу! Но ведь грех - это, наоборот, - неугодный Богу поступок (мыслью, словом, делом), или нарушение Его воли!
Здесь всё дело в том, какой смысл мы вкладываем в понятие «воля», и всегда ли, что происходит по воле Божьей, или что Богу угодно, означает, что Богу это приятно (нравится)? В начале отметим, что термин «воля» является многогранным, т.е. имеет различные значения. Так, например, он означает: власть (Иерем. 10: 23), желание (Лк. 12: 47), одну из психических сил души (19: 319. Книга 1), свободу (Исх. 21: 26, 27), возможность выбора (1 Кор. 7: 37).
В рассматриваемом же нами случае «воля» имеет два значения: власть и желание. Таким образом, слова: «всё в мире совершается по воле Божьей» означают: «всё находится во власти Божьей и всё совершается по Его желанию». При этом воля Божья проявляется двояко:
● когда Бог не вмешивается в происходящие события и позволяет им происходить в соответствии со свойствами, которыми Он наделил созданные Им объекты (т. е. в соответствии с «законами природы»). В этом случае имеет место попущение Богом определённых событий, в том числе, греха;
● когда Бог вмешивается в происходящие события и направляет их определённым образом. В этом случае нарушаются «законы природы» и имеет
место чудо. Ведь, «где пожелает Бог, там нарушается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит» (8. Песнь 4).
Следует отметить, что, когда Бог попускает грех (см. напр., Иезек. 20: 25, 26; Зах. 8: 10), то данное попущение происходит, как очевидно, по воле Божьей, Его желанию и, следовательно, угодно Ему. Однако из этого вовсе не следует, что и собственно грех - также угоден Богу и приятен Ему. Из этого следует только то, что Богу угодно вместо нарушения свободы воли (возможности нравственного выбора) разумного существа, - попустить ему грех! При этом между всемогущей волей (властью) Бога и свободной волей (свободой выбора) человека, - дарованной ему Богом, - нет несоответствия или антиномии (как это иногда считается). Ибо, свободная воля человека - это и есть одно из проявлений Божественной воли.
Иными словами, всё происходит по воле Божьей, проявляющейся, в том числе, в виде угодного Богу попущения неугодного ему греха, вместо, - ещё более неугодного Богу, - нарушения свободной воли, дарованной Им разумному существу.
Таким образом, хотя всё в мире и совершается по воле Божьей, однако это не является основанием для принятия со смирением неправедной власти и неправедного богатства и не противления им.
Ж) Нередко считают, что должно бороться только с внутренним злом (т. е. - со злом внутри себя) и не противиться внешнему злу (т. е. - злу, исходящему от других людей).
Одним из оснований такого мнения полагают слова, сказанные Антонию Великому о «внимание себе» и «не подверганию исследованию судеб Божиих». Однако данные слова относятся к неисповедимости путей Господних и вовсе не противоречат борьбе с конкретным внешним злом.
Другим основанием - является некоторая неопределённость собственно понятия зла. В связи с этим за зло может быть принято и то, что таковым не является. Так Савл в начале был гонителем христиан, искренне считая их учение злом (Деян. 9: 1, 2), а затем полностью изменил своё мнение (Деян. 9: 3, 6, 18, 20). И наоборот, - зло может быть принято за добро. Также иногда и действия с добрыми намерениями могут привести к вреду. Здесь показателен известный рассказ - притча о девочке, которая пожалев котёнка стала тыкать его мордочкой в блюдце с молоком. И делала это столь усердно, что котёнок захлебнулся!
Однако, как следует отметить, основы того, «что такое хорошо и что такое плохо» известны даже детям (см. одноименное стихотворение В. Маяковского). Кроме того, вполне понятно, что выполнять заповеди Божьи - это хорошо, а не выполнять - плохо. В Священном Писании, в частности, сказано: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12: 13-14); «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 8). Да и широко известное золотое правило нравственности - основополагающее нравственное требование: »(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» - даёт определённый критерий поступков с точки зрения зла и добра. Человеку также, для выбора своих действий, даны ум и совесть, в которой, как на духовных скрижалях, начертаны заповеди Божьи.
И хотя после грехопадения в психическом состоянии человека и произошли изменения, направленные на уклонение ко злу, все же его ум и совесть допускают принципиальную возможность различать зло и добро. Иначе человеку вообще нельзя было бы вменить в вину зло. Ведь не будут же обвинять, например, слепого в том, что он случайно отдавил кому-то на ногу. Свмч. Ириней Лионский говорит: «Человек получил познание добра и зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповеди и в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу - зло, и в этом его смерть» (6. Книга 4. Глава 34).
§5. Таким образом, защищать определённые нравственные и духовные принципы и ценности, несущие человеку благо, и бороться за них против зла, лукавства и лжи - не только можно, но и нужно! Как говорит И. А. Ильин: «злое начало едино и агрессивно и в агрессивности своей лукаво и многообразно. Тот, кто ему не сопротивляется, тот уступает ему и идет в его свите; кто не пресекает его нападения, тот становится его орудием или гибнет от его лукавства» (1: 259). Иеромонах Анатолий (Берестов) пишет: «По мере удаления человека от Бога человечество в своем нравственном развитии доходит до беспредела: грех не имеет свойства останавливаться или уменьшаться, если с ним активно не бороться. Он имеет свойство расти до бесконечности» (9: 43).
В зависимости от вида зла, вариантами борьбы c ним могут быть мысли, слова и дела. При этом может наступить момент, когда каждый должен будет сам решить с кем и куда он хочет идти, причём решить это на основании зова своей совести! И тогда уже, используя свои разум и волю, все свои душевные и телесные силы, - реализовывать принятое решение. Ибо Иисус Христос спрашивал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). А ведь этот вопрос актуален и сегодня! Что мы ответим Спасителю?! Ведь вера предполагает выполнение заповедей Божьих, включая отвращение от лжи, лицеприятия, лицемерия и лести, а также борьбу со злом во всех его проявлениях!
§6. Вместе с этим, как очевидно, следует избегать чрезмерности в выборе вариантов борьбы со злом и конкретных методов их реализации. Ведь иначе и сама борьба со злом может стать ещё бóльшим злом.
Однако и призыв к противостоянию злу исключительно ненасильственными методами, - несмотря на обоснование такого подхода христианской любовью и смирением, - вряд ли может быть принят, как универсальное, действующее и всегда эффективное средство. Действительно, если слова не помогают, а другие методы не используются, то ситуация становится похожей на приведённую в известной басне И. А. Крылова »Кот и Повар», - когда «Васька слушает, да ест». В результате чего быстро может наступить момент, когда, - несмотря на увещевания, - образно говоря, всё уже будет съедено и защищать уже будет нечего!
Отметим, что приведённые двухсторонние ограничения борьбы со злом, касающиеся, как излишнего применения силы, так и излишнего пацифизма, не находятся в противоречии друг с другом и со сказанным выше. Они основаны на известном законе перехода количества в качество. Ведь и лекарство, излечивающее в дозированных количествах, при чрезмерном использовании - становится ядом, а при недостаточном применении может не дать положительного результата или даже - нанести вред. Иными словами, во всём нужна соответствующая мера, а также и своевременность использования этой меры.
Господь наш, творящий милость, суд и правду на земле (Иерем. 9: 23,24), дай нам мудрость - для понимания воли Твоей святой,
и силы - для исполнения её. Аминь.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. - М., «ДАРЪ», 2005.
2. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 2. Слово 61: Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение.
3. Священник Валерий Духанин. Статья «Противление злу силой». 3 ноября 2014 года. Сайт «Встреча с Православием».
4. Солон, Перикл, Александр Великий. // ред. Веревкина И. Ю. - Киев: МП «Муза», 1992. - (Сто великих людей мира).
5. Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ».
6. Свмч. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
7. Фиолетов Н. Н., проф. Очерки христианской апологетики. Изд. 3-е. Предисловие проф., доктора наук прот. Глеба Каледы. - Клин, «Христианская жизнь», 2007.
8. Великий канон. Творение св. Андрея Критского.
9. Берестов. А., иер. Грех, болезнь, исцеление. - М.: Путь; Центр духовных и социальных программ св. прав. Филарета Милостивого, 2005.