Вера и Логика - вместе? Или порознь?
"Иисус сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" - Матфея 22:38
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе." - 1 Ианна 5:20
Отношения веры и логики, знания в разуме и озарения от духа - волнуют верующих на протяжении тысячелетий. Этот вопрос действительно неоднозначный и потому довольно интересный. Наблюдая за мировоззрением верующих в формате открытых социальных диалогов, возникает ощущение, что многие верующие-славяне явно недолюбливают разум в формате логики - очень часто противопоставляя ложность «плотского» разума верности «духовного» откровения.
Сравнивая протестантов одних и тех же конфессий между Западом и Востоком видно, что разница по отношению к разуму очень значительна. Поэтому очевидно, что данный вопрос выходит за конфессиональные рамки конфликта духовных практик пятидесятников, харизматов и православных исихастов-мистиков с остальными протестантами и католиками.
Вполне возможно, что проблема «небрежения разумом» отчасти сокрыта в исторически сложившейся малообразованности людей верующих. Но всё же мне кажется, что основная причина - это влияние православного мистицизма на славянские культуры в общем, и на протестантизм - в частности. При добавлении влияний на славянское мышление всех современных учений о Силе и Слове Веры как форм духовной визуализации - проблемы пренебрежения разумом у славянских христиан только усугубляются. Скорее всего эти скрытые влияния мистических религиозных взглядов на практическое богопознание и порождают разные подходы к вере и логике между западным и восточным христианским мышлением.
В статье: «Христос: Свет? Мысль? Дар? Чувство?» я уже попытался осмыслить конфликты практического богопознания, включая и конфликты восточного мистицизма с католической и протестантской схоластикой. Продолжая своё изучение вопросов веры и разума, недавно встретил очень интересное видео, которое как мне кажется проясняет некоторые моменты западного и восточного отношения к вере и знанию, к религии и науке.
Если действительно восточный протестантизм всегда находился под влиянием православной мысли, то это многое объясняет в религиозном мышлении протестантов-славян. Мне кажется, что идея достижения прямого эпигнозиса от Духа Божия в православном исихазме косвенно касается также пятидесятнических и харизматических движений в виде поиска верующими прямого пророчества, откровения и других проявлений Духа. Поэтому надеюсь, что предложенное видео может быть интересным как современным «схоластам разума», так и «мистикам духа» всех конфессий.
Для тех кому интересна данная тема, ниже предлагаю краткий конспект лично мной усвоенного из данной лекции об ИСТОРИЧЕСКИ сложившихся отношениях между умственным знанием природы и духовным познанием благодати, то есть верой и логикой, откровением и изучением.
Западное (Католическое и Протестантское) отношение к разуму и вере
Фома Аквинский породил идею «томизма» как теорию двух областей познания в гармонии веры и разума, и потому не противоречащих друг другу. За это стал Святым Западной Церкви.
Уильям Оккам породил идею «номинализма» как теорию двойственной истины, где разум не совмещается с верой и потому каждый «сам по себе». За это был признан церковью еретиком и изгнан из Западной Церкви.
Рене Декарт породил идею «картезианства» как рационалистического мышления на основе осмысления и сомнения. Естественно места для веры в такой системе разума оставалось не очень много. Эта идея также была не признана, и даже запрещена Западной Церковью.
Нильс Бор через научные исследования строения атома породил идею «дополнительности». То есть вера дополняет разум там, где он ограничен или слаб. А разум является основанием и осмыслением веры там, где возможно прямое физическое познание с глубоким и детальным осмыслением.
Восточное (Православное) отношение к разуму и вере
Конфликта разума и веры по мнению Геннадия Фаста в православии вообще нет. То есть любое знание вне церкви без духовного просветления сердца исследователя христианской верою вообще не рассматривается как истинное знание. Знание без веры, очищения и прямого откровения, это просто мираж реальности, ещё одна научная спекуляция как модная недоказуемая теория. На основе принципов неоплатонизма, в IV веке Святитель Григорий Нисский породил идею «трёх небес» духовного познания, которое со временем переросло в учение исихазма Святого Григория Паламы (XIV век).
Первое небо - Нравственное и духовное очищение через обращение к Богу и покаяние.
Второе небо – Гнозис как свет умственного знания в результате духовного очищения.
Третье небо – Эпигнозис как вхождение в рай где царствует не плотской ум разума и логики, а вера, надежда и любовь в сердцах - человека, Бога и всего Божьего творения.
Непосредственное познание Ума Христова через созерцательную молитву православного подвижника-аскета, это и есть идея православного «обожения» через соприкосновение с Царством Небесным внутри верующего. Созерцание «умом в сердце» Света Божественных Энергий, исходящих от ипостасей Божественной Троицы - освящает человека и постепенно ведёт к приобретению Плодов Духа. Православное «обожение» основано на доктринах исихазма, идею которого я пытался понять и описать на своём блоге, и даже немного об этом дискутировал на Facebook.
Лекция протоиерея, кандидата богословия Геннадия Фаста в Томском политехническом университете 25 февраля 2013 года.
Полная версия с ответами на вопросы находится на YouTube канале SMVTomsk
Результатом данного анализа стало осознание бесперспективности ведения диалогов между верующими, отвергающими концепции разумной веры, или вообще ключевую роль разума во внутренних духовных процессах. Ведь любой разумный и конструктивный диалог - это прежде всего взаимная логика с упором на Писание по доктринальной базе. Трактовка же Писания как аллегории или дедукции на основе вырванных из контекста обрывков мыслей похожа на «игру в Писание», где всё подгоняется в угоду личным убеждениям или конфессиональным представлениям, и резко уводится в сторону при неудобствах. «A мне Сам Господь истину открыл» - для диалога - это слабый аргумент.
Логичное и глубокое исследование Писания на основе индуктивных методов исследования Библии - ещё одно существенное различие между прозападными и провосточными верующими в данном вопросе. Те, кто слушает проповеди западных проповедников, и в первую очередь на оригинальном английском, хорошо видят разницу в качестве Библейской проповеди. Непредвзятое исследование, ясная логика и объективные практические выводы - давно стали стандартом поиска и проповеди Библейской истины у западных христианских учителей.
Хочется верить, что и для верующих славян наступят лучшие времена, когда логика и разум перестанут быть врагами христианской веры, и станут её друзьями. Ведь именно этому недвусмысленно и многогранно учит христиан Слово Божие - Библия.
Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом. - Притчи 3:19
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. - Притчи 3:13
Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. - Притчи 4:7
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. - Притчи 19:8
Начало мудрости--страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. - Псалом 111:10
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. - 1 Тимофею 4:16